Совет 1: Как определить наклонение глаголов

Глагол обозначает действие предмета. Форма наклонения глагола показывает отношение действия к действительности. Различают изъявительное, сослагательное и повелительное наклонение.
Как определить наклонение глаголов
Инструкция
1
Глаголы в изъявительном наклонении называют реальное действие, имеющее место в действительности. В этом наклонении глаголы измеряются по временам: плавал (прошедшее время), плаваю (настоящее время), буду плавать (будущее время). Действие, называемое глаголом в повелительном наклонении, на самом деле совершается кем-то.
2
Сослагательное наклонение глаголов относится к желаемым и возможным действиям. Его называют также условным. Для этого наклонения характерна частица «бы» («б»). Сам глагол может стоять в прошедшем времени или иметь форму инфинитива. Например: «Я бы выучил урок, если бы хотел», «Хорошо бы запомнить наклонения глаголов!». Глаголы в сослагательном наклонении изменяются по числам и родам (я бы любил, мы бы любили, они бы сказали, она бы сказала), если только это не инфинитив (доплыть бы).
3
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к совершению действия (приказ, просьбу). То есть, они обозначают требуемое действие, а не реальное. Образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса -и- или без суффикса: пиши, лови, читай (читают), прыгай (прыгают), уйди, научи, отдыхай (отдыхают), отдохни.
4
Во множественном числе (или при уважительном обращении к лицу) к глаголу в повелительном наклонении добавляется окончание -те (здравствуйте, запомните, учтите, напишите).
5
Формы третьего лица единственного и множественного числа выражают побуждение к действию тех, кто не участвует в диалоге. Такие формы образуются при помощи частиц «пусть», «пускай», «да» + глагол изъявительного наклонения в 3 лице: пусть поет, пускай играет, да здравствует.
6
Если к частице «давай», «давайте» присоединить инфинитив глагола несовершенного вида, это тоже будет побуждение к действию: давайте танцевать, давай учить. Кроме того, можно присоединять глаголы первого лица, множественного числа, совершенного вида, будущего времени: давай сбегаем, давайте поиграем.
7
Формы наклонений могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. То есть, в таком значении, которое свойственно другому наклонению. «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы» (М. Лермонтов). За глаголом «не будь» здесь замаскировано сослагательное наклонение, хотя внешне кажется повелительное.
Ваши деньги должны работать на вас!
вклад на выгодных условиях
Возможность вернуть до 260 000 рублей
Если вы решили взять ипотеку
Карта с большими бонусами
Дебетовая карта
Настроить автоплатежи просто
настройка автоплатежей за пару минут
Источники:
  • Наклонение глагола

Совет 2: Как образовать повелительное наклонение

Во время изучения грамматических признаков глагола школьники знакомятся с таким понятием как наклонение. Желая выразить приказ или просьбу, ученики должны будут использовать глаголы в повелительном наклонении. Но им необходимо научиться не только находить такие глаголы в тексте, но и самостоятельно их образовывать.
Как образовать повелительное наклонение
Инструкция
1
Употребляйте глаголы в повелительном наклонении, когда возникнет необходимость сообщить о просьбе или приказе. Например, в предложении «Выполни это задание» глагол «выполни» употреблен именно в повелительном наклонении.
2
Если вам необходимо выразить приказ, используйте глаголы в совершенном виде, отвечающие на вопрос «что сделать?». Так, глаголы совершенного вида «вымой», «прочитай» употреблены в повелительном наклонении.
3
Если вы собираетесь попросить о чем-либо, используйте в речи глаголы, употребленные в несовершенном виде. Они отвечают на вопрос «что делай?». Например, глаголы «пиши», «иди» употребляются в повелительном наклонении.
4
Когда вам нужно употребить глагол в повелительном наклонении со значением отрицания, воспользуйтесь отрицательной частицей «не»: «не опаздывай», «не беги».
5
Образуя формы повелительного наклонения, присоедините к основе глагола, употребленном в настоящем времени, суффикс «и»: «береги», «помоги» и т.д.
6
Когда вам нужно образовать глагол в повелительном наклонении и во множественном числе, присоедините окончание «те»: «берегите», «помогите». Это же окончание используйте, если желаете обратиться с особым уважением к одному какому-то лицу.
7
Воспользуйтесь также частицами «пусть», «пускай», «да», «давай», «давайте» для образования повелительного наклонение. Например, в предложении «Пускай он принесет мне книгу» форма повелительного наклонения заключена в фразе «пускай принесет».
8
Если вы выражаете приказ в категорической, резкой манере, используйте также неопределенную форму глагола: «сидеть», «молчать».
9
Не допускайте грамматических ошибок в образовании глаголов повелительного наклонения. Так, глагол «положи» употребляется только с приставкой, а вот глагол «клади» - только при ее отсутствии.
10
Не путайте глаголы повелительного наклонения с изъявительным при их употреблении с частицей «не». Например, в предложении «Не споете ли вы сегодня, Иван Григорьевич, для нашей компании?» глагол «не споете» употреблен в повелительном наклонении. Он выражает просьбу.
А вот в предложении «Сегодня вы не споете хором» глагол с отрицательной частицей употребляется в изъявительном наклонении и содержит сообщение.
Источники:
  • глагол клади в 2018
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500