Инструкция
1
Лечение положениемПоложите больного на спину таким образом, чтобы мышцы, которые находятся в повышенном тонусе, были растянуты. Поставьте с парализованной стороны стул, положите на него подушку. Далее уложите на нее больную руку ладонью вверх. Выпрямите ее в локте и отведите в сторону так, чтобы между ней и телом образовался прямой угол. Под мышку положите валик, пальцы разогните. Далее пальцы, кисть и предплечье прибинтуйте к лангетке (используйте фанеру или легкий металл). Затем, чтобы зафиксировать руку, положите сверху мешочек с солью или песком, весом около 500 г. Парализованную ногу согните в колене (под углом 15-20 градусов) и подложите под нее валик. Стопа должна быть зафиксирована под прямым углом. В таком положении больной должен находиться по 1,5-2 часа 2-3 раза в день.
2
Лечение стояниемКогда врач разрешит пациенту сидеть, ему следует научиться «ходить» в сидячем положении. Помогите больному сесть на кровати. Под спину положите подушку, а под ноги поставьте скамейку. Теперь он должен имитировать ходьбу. Для начала достаточно выполнять упражнение в течение 3-5 минут в день. Со временем увеличьте продолжительность занятия до 1 часа. После того как больной научился «ходить сидя», предложите ему попробовать привстать, придерживаясь за спинку кровати. Держите его за талию и фиксируйте сустав больной ноги в разогнутом положении своим коленом.Далее попросите пациента встать. Помогайте и подстраховывайте его. Следите за тем, чтобы больной стоял прямо, равномерно распределяя вес на две ноги. Сначала стоять следует 1-3 минуты. Постепенно увеличьте время нахождения в таком положении до 30 минут.Когда человек научиться уверенно стоять, он должен осваивать попеременный перенос веса с одной ноги на другую. На первых порах ему необходимо придерживаться за спинку кровати или специальную скобу в стене. Также не забывайте фиксировать сустав поврежденной ноги в разогнутом виде.
3
Лечение хождениемСначала активно помогайте больному. Встаньте со стороны плохо двигающейся конечности, а парализованную руку он должен положить вам на шею, помогая себе здоровой рукой.Далее предложите человеку попробовать сделать несколько шагов без поддержки, но с опорой. Для этого подойдет обычный стул или специальные ходунки, а потом переходите на палку. Начинайте с хождения по комнате, квартире. Затем осваивайте лестницу и выходите на улицу. Обращайте внимание на положение стопы больного. Следите за тем чтобы его нога активно сгибалась в коленном и тазобедренном суставах, не перемещалась в сторону и не задевала носком пол.Очень полезно ходить по дорожке со следами, которую можно соорудить самостоятельно. Для этого возьмите кусок обоев, смочите стопы и пройдите по нему. Затем обведите свои следы - ваша дорожка готова. Предложите больному пройти по ней. Он должен попадать в след своей стопой, ориентируясь на него. А чтобы нога не цеплялась за пол, положите спичечные коробки перед следами со стороны больной ноги. Задача пациента - не задеть их. Постепенно увеличьте высоту препятствия до 15 см.
4
Самостоятельное лечение больногоСамостоятельные занятия просты и эффективны. Например для развития плечевого сустава подойдет следующее упражнение. Пальцами здоровой руки возьмите пальцы парализованной «в замок». Поднимите руки, затем наклоните влево и вправо. Если пальцы уже достаточно хорошо сгибаются усложните упражнение. Возьмите гимнастическую палку двумя руками. Затем поднимите ее и опустите за голову.Для развития ловкости и координации полезно работать с кубиками, пластилином и детским конструктором.Также следует осваивать замки, задвижки, водяные краны, выключатели и телефон. Необходимо постепенно подключаться к уборке квартиры, приготовлению пищи и мытью посуды.
5
Для восстановления внимания, речи и координации хорошо проводить с больным каждый день несколько упражнений-игр. Например: - «синонимы» (больной называет слово, схожее по значению со словом, названным вами); - «антонимы» (противоположное по значению); - «придумай название» (для рисунка, картинки, фотографии); - «придумай рифму»; - «продолжение следует» (больной вспоминает и заканчивает строчку из стихотворения).А на более поздних стадиях выздоровления полезны пазлы, кроссворды, ребусы, устный счет, «крестики нолики», игры в слова. А также больной должен ежедневно писать и рисовать.