Инструкция
1
Система исследования включает в себя три взаимосвязанные подсистемы: объект и предмет, исследователя и язык. Остановите свое внимание только на тех параметрах подсистем, которые вам необходимы.
2
Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах. Это могут быть организационные и экономические (материальные) отношения, общие и общесоциальные контакты, в основе которых лежат производственные отношения. Сюда же следует отнести личностные и безличностные связи. Кроме того, объектом и предметами могут быть системы и различные категории накопленных знаний.
3
Не забывайте, что исследователь формирует конкретные цели или концепции подаваемого материала. Каждый автор подходит к работе сугубо индивидуально, владея определенной совокупностью собственных знаний, концепций и проблем. Поэтому описание одних и тех же понятий рассматривается с разных точек зрения. Однако любая интерпретация исследовательской работы должна основываться на единой и понятной методологии.
4
Имейте в виду, что между исследователем и объектом исследования возникает тесная взаимосвязь. Имеет место так называемое «сопротивление» избранного объекта, которое автор иногда не в состоянии преодолеть.
5
Обратите внимание, что язык, представляющий третью и очень важную подсистему, обеспечивает тесное взаимодействие исследователя и объекта. Язык в данном случае выступает в роли системы знаний. С помощью этой упорядоченной информации происходит совокупное отображение объекта у исследователя.
6
Учитывайте, что наряду с естественными языками существуют и специфические, например, экономический, математический, статистический и т.д. Различный уровень подготовки исследователей в области знаний специфических языков может спровоцировать некоторую неоднозначность в интерпретации одних и тех же понятий. Поэтому обязательно согласовывайте исследуемые категории. Так называемый «тезаурус» всегда должен предшествовать вашей работе.