Совет 1: Как определить электроотрицательность

Электроотрицательность - это показатель способности атома элемента притягивать к себе общие электронные пары. Давно было установлено, что в том случае, если химическая связь образована атомами разных элементов, электронная плотность всегда смещена в сторону одного из них в большей или меньшей степени. Тот атом, к которому притянута электронная плотность, в этой паре будет считаться электроотрицательным, а другой, соответственно, электроположительным.
Вам понадобится
  • Таблица Менделеева.
Инструкция
1
Для определения электроотрицательности существует довольно много методов. Например, существует так называемая «шкала Малликена», названная в честь американского ученого, который рассматривал электроотрицательность как среднюю величину энергии связи валентных электронов.
2
Есть также «шкала Полинга», получившая свое название по имени химика, положившего в основу понятия «электроотрицательность» энергию связи при образовании сложного вещества из простых исходных веществ. Величины электроотрицательности по этой шкале лежат в интервале от 0,7 (щелочной металл франций) до 4,0 (газ-галоген фтор).
3
В «шкале Олреда-Рохова» степень электроотрицательности зависит от величины электростатической силы, воздействующей на внешний электрон.
4
А как определить, какой элемент более электроотрицательный, а какой – менее, располагая лишь таблицей Менделеева? Это очень просто. Запомните закономерность: чем выше и правее в этой таблице находится химический элемент, тем более электроотрицательные свойства он имеет. Соответственно, чем ниже и левее расположен элемент, тем он более электроположительный.
5
Абсолютный рекордсмен по электоотрицательности – галоген фтор. Это настолько химически активный элемент, что он давно носит неофициальное прозвище «все разгрызающий». Полинг считал, что его электроотрицательность равна 4,0. По последним уточненным данным, она равна 3,98. Несколько уступает фтору хорошо знакомый кислород – его электроотрицательность примерно равна 3,44. Затем идет газ-галоген хлор. Чуть менее электроотрицателен азот. И так далее. У большинства неметаллов величина электроотрицательности примерно равна 2 или немного выше. Соответственно, у самых активных – щелочных и щелочноземельных – металлов эта величина колеблется от 0,7 (франций) до 1,57 (бериллий).

Совет 2: Как определить азот

Азот – газ, широко используемый в производстве, наряду с десятком другие инертных соединений. Транспортировать или хранить этот газ в чистом виде не всегда целесообразно, а порой требуется просто определить наличие его в веществе. Для этого используют метод Кьельдаля. Способ Кьельдаля заключается в том, что азот, который содержится в безбелковой отфильтрованной жидкости, при реакции сжигания с серной кислотой переводится в аммоний. Полученный аммиак свободно выделяется после щелочной реакции.
Инструкция
1
Для анализа возьмите в объеме 4мл кровь, плазму или сыворотку, разводите ее 8мл дистиллированной воды. В ту же колбу добавьте 8мл трихлоруксусной кислоты. Хорошо перемешайте раствор и отфильтруйте.
2
В колбу для перегонки, влейте 5 мл отфильтрованной жидкости, которая по умолчанию будет содержать 1 мл анализируемой крови. Туда же добавьте 1 мл реактива №2, нагревайте колбу на слабеньком пламени до тех пор, пока не появится белый пар.
3
Колбу установите таким образом, чтобы дно ее чуть-чуть касалось языков пламени. Процесс сжигания считайте законченным, когда жидкость приобретет голубоватый цвет или станет бесцветной.
4
Колбу отставьте в сторону для остывания. Достаточно полторы-две минуты. В противном случае образуется нерастворимый осадок.
5
Лейте по стенке воду, промывая ею воронку. Взболтайте до полного смешивания, подогревая колбу при необходимости.
6
Соберите аппарат, присоедините приемник. В приемник пустите 10 мл 0,01 н. раствора серной кислоты. Внесите одну или две капли метилрота. После соединения всех ингредиентов, пристройте водоструйный насос к приемнику.
7
Начните пропускать через препарат воздух, влейте в перегонную часть 33% едкого натрия, пока жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю или темно-бурую. Это свидетельствует о щелочной реакции.
8
По истечении десяти минут перегонку прекратите. Закройте кран водоструйного насоса, откройте пробку приемника, смойте серную кислоту с конца холодильной трубки. Замените другим приемником с таким же объемом 0,01 н. раствора серной кислоты, сделайте вторую перегонку.
9
В первый приемник добавьте едкий натр до получения устойчивого, в течение 30 сек, желтого цвета.
10
Вывод: 1 мл 0,01 н. серной кислоты или едкого натрия соответствует 0,14 мг азота.
Разность между количеством серной кислоты, помещенной в приемник, и количеством едкого натрия, взятого при титровании, произведенная на 0,14 мг, равна количеству остаточного азота в исследуемом 1 мл крови. Чтоб показать количество азота в миллиграмм-процентах, надо результат умножить на 100.

Совет 3: Как определить валентные электроны

Валентность - это способность атома вступать во взаимодействие с другими атомами, образуя с ними химические связи. В создание теории валентности внесли большой вклад многие ученые, прежде всего, немец Кекуле и наш соотечественник Бутлеров. Электроны, которые принимают участие в образовании химической связи, называют валентными.
Вам понадобится
  • Таблица Менделеева.
Инструкция
1
Вспомните строение атома. Он подобен нашей Солнечной системе: в центре располагается массивное ядро («звезда»), а вокруг него вращаются электроны («планеты»). Размеры ядра, хотя в нем сосредоточена практически вся масса атома, ничтожно малы по сравнению с расстояние до электронных орбит. Какие из электронов атома легче всего вступят во взаимодействия с электронами других атомов? Нетрудно понять, что те, которые находятся дальше всего от ядра, на внешней электронной оболочке.
2
Посмотрите в Таблицу Менделеева. Вот, например, третий Период. Идите последовательно по элементам главных подгрупп. Щелочной металл натрий имеет на внешней оболочке один электрон, который и участвует в образовании химической связи. Следовательно, он одновалентен.
3
Щелочноземельный металл магний имеет на внешней оболочке два электрона, он двухвалентен. Амфотерный (то есть, проявляющий в своих соединениях как основные, так и кислотные свойства) металл алюминий имеет три электрона и такую же валентность.
4
Кремний в своих соединениях четырехвалентен. Фосфор может образовывать различные количества связей, а его высшая валентность равна пяти – как, например, в молекуле фосфорного ангидрида Р2О5.
5
Сера точно так же может иметь разные валентности, высшая же равна шести. Аналогично ведет себя хлор: в молекуле соляной кислоты HCl, к примеру, он одновалентен, а в молекуле хлорной кислоты HClO4 –семивалентен.
6
Поэтому запомните правило: высшая валентность элементов, находящихся в главных подгруппах, равна номеру группы и определяется числом электронов на внешнем уровне.
7
А как быть, если элемент находится не в главной, а побочной подгруппе? В этом случае валентными являются также d-электроны предыдущего подуровня. В таблице Менделеева для каждого элемента приведен полный электронный состав. К примеру, какова высшая валентность хрома и марганца? На внешнем уровне у хрома 1 электрон, на d-подуровне 5. Следовательно, высшая валентность – 6, как, например, в молекуле хромового ангидрида CrO3. А у марганца на d-подуровне также 5 электронов, но на внешнем уровне -2. Значит, его высшая валентность – 7.
8
Вы видите, что хром находится в 6-й группе, марганец – в 7-й. Следовательно, вышеуказанное правило действует и для элементов побочных подгрупп. Запомните исключения из него: Кобальт, Никель, Палладий, Платина, Родий. Иридий.
Источники:
  • валентность хрома
Полезный совет
Запомните, что электроотрицательность атома элемента не является постоянной величиной. Она зависит от многих обстоятельств, например, степени окисления, валентности.
Источники:
  • как электроотрицательность элемента по группе
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше