Инструкция
1
Проконтролируйте свое общение с ребенком. Отметьте, как часто вы пользуетесь запрещающими высказываниями. Особое значение для формирования застенчивости имеет запрет без пояснения. По мнению психолога Ф. Зимбардо, чем больше таких запретов, тем более вероятно, что вы общаетесь по типу «надзиратель-заключенный», нормальный диалог между которыми практически отсутствует. Появляется страх общения.
2
Проанализируйте, что вам больше доставляет удовольствие: активность и громкие детские голоса или сдержанность и молчание детей в доме. Дети стараются соответствовать ожиданиям родителей и ведут себя соответственно. При ожидании и требовании от них постоянного сдерживания, дети ведут себя послушно, не проявляя инициативы в общении и деятельности.
3
Покажите ребенку разнообразные способы общения с другими людьми. Чаще посещайте детские мероприятия, ходите в гости, берите ребенка с собой в магазин. Глядя на вас, он будет запоминать различные ситуации общения и способы разрешения возникающих трудностей.
4
Не отмечайте наличие застенчивости у ребенка при знакомстве его с другими людьми. У него много и других личностных качеств, на которые стоит обратить внимание. Говорить лучше не «Он у нас молчун», а «Он у нас любит подумать, поразмышлять. Такой умный растет.». От этих установок зависит не только сегодняшнее общение, но и дальнейшее развитие ребенка.
5
Пригласите друзей ребенка в гости. В своей квартире малыш будет чувствовать себя увереннее. Он сможет показать свои игрушки, рассказать о родителях, поиграть в любимые игры, которые давно освоил и не испытывает трудностей научить играть других. Дома чувствуется поддержка родителей, даже если вы не вмешиваетесь в общение маленького хозяина и его гостей.
6
Помогите ребенку разобраться в сложных жизненных ситуациях, вызывающих трудности общения с людьми противоположного пола: проживание комплекса Эдипа (4-5 лет), первую влюбленность в сверстника (10-12 лет), сексуальное влечение (12-15 лет). Искренние разговоры без обвинений помогут ему понять особенности этих отношений и преодолеть застенчивость.
7
Будьте в курсе особенностей общения вашего ребенка со сверстниками. Уже с начальной школы дети дают друг другу прозвища, которые имеют производные не только от фамилии, но чаще указывающие на какие-либо дефекты физического развития ребенка: «Толстяк», «Телевышка» и др. В общение такого рода следует вмешаться взрослому, особенно, если прозвище указывает на вымышленные дефекты, и обиженный ребенок замыкается в себе.