Родительский инстинкт закладывает в человека непреодолимое желание заботиться о своём чаде с первых дней рождения. Новорождённый ребёнок, естественно, абсолютно беспомощен и не выживет без посторонней помощи. По мере взросления родительская помощь нужна всё меньше и меньше. Ребёнок постепенно учится самостоятельно одеваться, следить за своей гигиеной, учиться за себя постоять в конфликтах. В подростковом возрасте у человека начинает формироваться тот характер и те социальные навыки, которые останутся с ним на всю жизнь. И в этом возрасте нужна человеку родительская помощь и совет: «разговор по-мужски» сына с отцом, передача «женских хитростей» от мамы дочери. Словом, родительская помощь не оставляет нас до глубокой старости самих родителей.

К чему же может привести гиперопека со стороны родителей и как это происходит?

Угрозы раннего возраста.


В раннем возрасте чрезмерная опека наносит гораздо больше вреда, чем каком-либо ещё. Именно несмышленому ребёнку слишком заботливые родители вкладывают в голову идею «ты у нас лучше всех!». Именно тогда любящие мамаша и папаша несутся сломя голову к чаду при первой же малейшей опасности или прихоти. Ранний возраст (0-7 лет) чрезмерно опекаемого человека омрачается сложностями социализации и родительским ментальным насилием. Впрочем, психологическое насилие нередко перерастает в физическое. Как ни странно, физическое насилие против собственных детей применяют чаще всего одинокие матери, воспитывающие детей без отцов.


В школу такой ребёнок идёт с устоявшимся в его маленьком мирке системой ценностей : мама – центр Вселенной. Мама наказывает и хвалит, мама может всё. Я – лучше всех, ведь так сказала мама.


В школе такого ребёнка ждёт ужасное потрясение: в классе ещё два десятка таких же, которые «лучше всех». Здесь ребёнок сталкивается с жестокой реальностью: практически не имея навыков общения и поведения в социуме, он вполне может стать изгоем детского коллектива. Возможна и противоположная ситуация: имея формальную власть в классе (например, как отличник), чрезмерно опекаемый ученик не имеет реального авторитета и друзей среди сверстников.


Подросток и далее…


В подростковом возрасте кризис социализации углубляется: человек просто не научился основам взаимоотношений. Именно в возрасте 14-18 лет проявляется полнейшее отсутствие ответственности, безвольность, безынициативность. Ведь «любящие» родители с детства подавляли любую инициативу, они же решали все проблемы, пускай и несерьёзные.


При худшем варианте развития событий взрослый ребёнок может стать обузой для родителей до последних их дней. Не создав семью, не имея работы, такой человек останется навсегда с любимыми мамой и папой. И это – не психологическая абстракция. Оглянитесь вокруг : подобные семьи есть в каждом доме.