Вам понадобится
  • - наборы одинаковых предметов;
  • - карточки с цифрами.
Инструкция
1
Научите ребенка считать в прямом и обратном порядке. Для этого не обязательны специальные занятия, просто не упускайте такой возможности. Считать можно все, что угодно: кубики, конфеты, яблоки, машины на стоянке, цветы на клумбе. Объясните своему ученику состав числа. Это лучше всего делать на наглядных примерах. На газоне сидели пять кошек, некоторые из них залезли на дерево. Сколько кошек сидит на дереве, а сколько осталось под ним? При решении таких наглядных бытовых задач дошкольник усваивает не только принцип сложения, но и состав числа. Если под деревом остались три кошки, а на дерево влезли две, то их все равно пять. Можно использовать счеты, особенно если они с разноцветными косточками.
2
На таком же примере можно попробовать объяснить и принцип вычитания. Было пять кошек, а сейчас сколько осталось? Что ты сделал для того, чтобы это узнать? Скорее всего, дошкольник ответит, что он сосчитал кошек в первый и во второй раз. Можно подсказать ему и другой способ действия. Чтобы узнать, сколько предметов осталось, надо вспомнить, сколько их было, и вычесть из этого количества те, которое переместились в другое место.
3
Для обратного счета используйте набор одинаковых предметов. Например, положите перед своим учеником пять кубиков в ряд. Предложите ему их сосчитать. Начните строительство дома и уберите 1 кубик. Предложите пересчитать оставшиеся. Заниматься можно не только в игровом уголке, но и во время приготовления обеда. Малыш будет просто счастлив помочь. Предложите ему отсчитать нужное для супа количество картофелин, а затем пусть подает вам по одной и считает, сколько осталось. Повторяйте это упражнение регулярно с разными предметами. Ваш ученик должен хорошо понять, что будет, если из группы предметов убрать один.
4
Учите ребенка сравнивать группы предметов. Начните с метода приложения. Постарайтесь, чтобы он сам предложил этот способ. Спросите, чего больше на кукольном столе — тарелок или ложек? Что нужно сделать, чтобы это узнать? Если малыш затрудняется, предложите ему разложить ложки рядом с тарелками так, чтобы везде было по одной. Сколько ложек не хватает? Сколько лишних тарелок? Предложите ребенку посчитать количество тех и других предметов. Одно число будет обязательно больше второго на количество «лишних» единиц. Чтобы узнать, насколько больше получилось тарелок, необходимо из их количества вычесть количество ложек. Ребенок должен усвоить, что при вычитании положительных чисел самое большое число — это то, из которого нужно вычесть, а самое маленькое — то, что получится в результате.
5
Объясните ребенку, что число можно записать специальными значками. Когда он хорошо усвоит, какой цифрой обозначается то или иное количество предметов, можно показать ему, что этими же значками можно записать и пример. Но для этого дошкольник должен понять и запомнить, что одним и тем же числом обозначаются любые предметы.