Впервые психоаналитик Зигмунд Фрейд употребил понятие психологической (психической) защиты в книге «Защитные нейропсихозы» (1894 год). В настоящее время психология знает более 50 вариантов психологических защит, но в теории Фрейда их было всего 9. Хватит лирики – переходим к разбору. Охарактеризуем кратко и с примерами основные механизмы психологической защиты по Зигмунду Фрейду.

Вытеснение

Когда что-то становится для человека слишком большим потрясением, он словно забывает это, а точнее, вытесняет. На сознательном уровне он и правда не может вспомнить, но на бессознательном уровне это все еще хранится и периодически дает о себе знать.Как? Например, появляется во снах (не прямо, конечно, а завуалировано в образах), выходит через описки и оговорки, проскакивает в шутках. Или вытесненное воспоминание проявляется необъяснимым психическим и/или физическим дискомфортом, который возникает, когда человек оказывается в ситуации, похожей на травматичную и «забытую».

Вытеснению подвергаются мысли, эмоции, чувства, воспоминания, желания.

Пример. Человек «забыл», что однажды в детстве в Новый год он услышал от матери слова нелюбви («Да лучше бы я тебя вообще не рожала»), и теперь он ненавидит этот праздник. Каждый год 31 декабря чувствует необъяснимую тоску, злость и обиду, а почему – сам не понимает. Списывает это на бессмысленность происходящего, расточительность, глупость и т.п. (именно так он относится к празднику).

Проекция

Это перенос своих «грехов» на других людей. Самый простой и известный защитный механизм. Человек ненавидит в других то, что не принимает в себе. Или он запрещает другим делать то, что запрещает делать себе (либо критикует других, стыдит их за то, что они имели наглость вкусить его запретный плод). Либо человек переносит на других людей ошибки тиранов из своего прошлого.

Объектом переноса может стать не только какое-то качество личности, но и любая эмоция, чувство, мысль, желание. Например, те, кто думают об измене или изменяют, часто обвиняют в этом других.

Примеры:

  1. Человек был тучным и похудел, но ментально он все еще видит себя полным и боится снова стать большим, из-за этого он проявляет агрессию в адрес всех людей в теле.
  2. Бабушки на лавочке критикуют Машку за яркий внешний вид и активность в личной жизни, потому что тоскуют по своей молодости, активности и ярком внешнем виде.
  3. Женщина, которую предал мужчина, больше не доверяет никому из представителей мужского пола, потому на всех переносит грех бывшего возлюбленного.

Замещение


Это переадресация мыслей, эмоций, чувств с одного объекта (недоступного) на другой (доступный). Почему приходится замещать один объект другим? Вариантов масса, например, он не доступен физически или он сильнее физически, либо выше по статусу. Думаю, с примерами станет еще понятнее.

Примеры:

  1. Ребенок, которого избил родитель, срывает агрессию, адресованную родителю, на ребенка слабее или на животное.
  2. Мужчина не может быть с девушкой, в которую влюблен, и начинает встречаться с более доступной дамой, но постоянно сравнивает ее с той самой, пытается сделать похожей на ту, иногда называет чужим именем.
  3. Начальник накричал на подчиненного, тот пришел домой и оторвался на жене или детях.

Рационализация

Это поиск логичного объяснения, оправдания случившемуся.

Примеры:

  1. Мужчина, который до сих пор не понимает, за что его били в детстве, оправдывает это фразой «Зато человеком вырос. Мало били, еще надо было».
  2. Женщина получила отказ от мужчины и, чтобы не чувствовать себя униженной, начинает искать в нем недостатки. В итоге она говорит сама себе: «Ну, и хорошо, что не получилось. Бог уберег меня».

Реактивное образование

Человек подавляет тот импульс, который считает постыдным, и трансформирует его в противоположное действие.

Примеры:

  1. Человек, который часто испытывает сексуальное влечение, выставляет себя ханжой и борцом за нравственность. Или мужчина, который подавляет в себе гомосексуальные наклонности, становится гомофобом (кстати, Фрейд ввел понятие скрытого гомосексуализма).
  2. Человек, который привык подавлять в себе агрессию, пропагандирует пацифизм и мир во всем мире.

Регрессия


Это откат к предыдущей ступени развития.

Примеры:

  1. Вместо того, чтобы спокойно поговорить и решить проблему, человек начинает кричать, плакать или оскорблять оппонента (детская реакция).
  2. Ребенок дошкольного возраста начинает сосать палец, разговаривать слогами.
  3. Взрослая девушка или взрослый мужчина ведет себя как подросток.

Сублимация

Это трансформация запретных импульсов в социально приемлемые формы деятельности.

Примеры:

  1. Человек, который жаждет насилия, выплескивает агрессию в своих книгах.
  2. Избыток сексуальной энергии человек трансформирует в спорт или творчество. Нередко негативные чувства (злость, зависть, обида) становятся источником силы для саморазвития.

Творчество – оптимальный вариант сублимации любых чувств и эмоций

Отрицание

Человек убеждает себя в том, что ничего не случилось.

Примеры:

  1. Человек игнорирует симптомы заболевания и убеждает себя в том, что с ним этого не может случиться.
  2. Алкоголик даже не замечает симптомы болезни и отрицает проблему.
  3. Женщина, заметившая мужа на улице с другой, убеждает себя в том, что ей показалось (обозналась).

Компенсация


Это стремление преодолеть мнимый или реальный недостаток (чаще речь идет о физических изъянах). Или человек пытается замаскировать недостаток, достигая больших вершин в чем-то другом.

Пример: слабый физически мальчик активно развивается интеллектуально.

Позже последователь З. Фрейда А. Адлер выделил похожий защитный механизм – гиперкомпенсацию. Это чрезмерное, болезненное желание добиться успеха в том деле, в котором мешает реальный или выдуманный недостаток.

Пример гиперкомпенсации: от природы слабый физически мальчик с головой уходит в спорт и становится качком, который злоупотребляет химией для роста мышц.

Теперь вы знаете, какие существуют виды защитных механизмов психики по З. Фрейду. Позже его дочь Анна Фрейд добавила к этой классификации еще 3 защитных механизма:

  1. Обращение против себя – восприятие себя в негативном ключе, чтобы исключить мысль о несправедливом обращении со стороны другого. Например, ребенку, которого регулярно избивает мать, проще принять мысль «Я плохой, меня бьют за дело», чем хотя бы допустить мысль «Мама меня не любит. Это она плохая». Ребенок думает плохо о себе и этим как бы обеляет горе-мамашу.
  2. Интеллектуализация – уход от решения личных бытовых проблем в мир абстрактных рассуждений о великом. Например, о голодающих в африке детях или о мракобесии правительства.
  3. Фантазирование – уход от реальности в мир фантазий, просмотра телевизора, чтения книг и т.д. Согласитесь, что уж к этому механизму периодически каждый из нас точно обращается?

 

Свое видение защитных механизмов психики А. Фрейд изложила в книгах «Эго и механизмы защиты» (1936), «Психология Я и защитные механизмы» (1993 год). В будущем классификация расширялась как самой Анной, так и последователями З.Фрейда. По разным источникам в современной психологии к защитным механизмам по Фрейду относят от 15 до 23 защит.