Отличительными чертами танцев Мориса-Жана Берже стали их хаотичность, философичность и современность. Его называли самым жестким хореографом столетия. Именно балетный гуру изменил понимание искусства балета в классическом смысле.

Путь к вершинам

В своих постановках преподаватель и танцовщик упор делал на пластику тела. Его заслугой стали и мужской кордебалет, и полное развитие концепции универсальности мужского танца.

Биография будущей знаменитости началась в 1927 году. Мальчик появился на свет в Марселе 1 января в семье Гастона Берже, известного философа.

Родителям болезненного малыша доктор рекомендовал отдать сына в спорт, но, узнав об увлечении Мориса театром, посоветовал обучать классическому танцу.


В 1941 он начал обучаться хореографии. Спустя 4 года Морис дебютировал в опере родного города. Образование он продолжил в Париже, так как классический балет показался ему чуждым.  В тот период появился псевдоним «Бежар».

Триумф

Чтобы танцевать в разных коллективах, начинающий артист не заключал договоров с театрами. Это способствовало созданию им авторской манеры исполнения, микса приемов различных систем хореографии.

В 1951 Бежар, великолепно знавший хореографию Петипа, восстановил для шведской столичной оперы большое па-де-де из «Щелкунчика». Как хореограф он ставил для кино фрагменты «Жар-птицы» Стравинского.

Спустя 3 года артист основал танцевальную компанию «Ballet de l’Etoile». Группа существовала 4 года. В 1959 хореографа пригласили в брюссельский театр для постановки «Весны священной» на музыку Стравинского. Для мастера сформировали труппу, отведя на репетиции недели. Получившийся спектакль об истории возникновения человеческой любви потряс весь мир.


Дна волне успеха директор театра Юисман предложил Бежару создание и руководство постоянной труппой в Бельгии. Труппа «Балет XX века» появилась в 1960 в Брюсселе, а в 1970 при ней была открыта школа-студия «Мудра». С коллективом мастер начал масштабный опыт по постановкам, соединяющим танец с пантомимой  и пением.

Подведение итогов

Бежар первым использовал в качестве спектаклей с оркестром и хором спортивные арены, а действо могло развиваться в любом месте импровизированного зала. Дополнялось все большим экраном, обеспечивающим просмотр постановки.

В 1981 в сотрудничестве с Клодом Лелушем  хореограф работал над картиной «Другие». Костюмы для спектаклей в 1984 создавал друг Бежара, модельер Джанни Версаче. В 1987 название труппы сменилось на «Лозаннский балет Бежара». В 1999 зрители увидели автобиографическую версию «Щелкунчика» в Турине.

Мэтра называли и скандалистом от балета, и мистификатором. Сам же он именовал себя путешественником. Со зрителями мастер странствовал по эпохам, потрясая публику знаниями в области искусства.


Его фантазия была неподвластна времени, превращая в бессмертные шедевры каждое творение. В его постановках нередко появлялись необычные персонажи. Некоторых из них играл сам автор.  Им создано 5 свыше сотни балетов и написано 5 книг. Из жизни мэтр ушел в 2007 году, 22 ноября.