Нашему герою довелось родиться во времена, которые мало кто из историков считает благоприятными. После блистательных достижений империи Александра I страна медленно замедляла темпы движения вперед. Простолюдинам становилось все сложнее сделать карьеру. Такие непростые обстоятельства не помешали гению впечатлить соотечественников своим интеллектом и сделать вклад в будущее российского образования.

Детство

В маленьком поселке Ново-Ильменский Куст Симбирской губернии жила семья Мироновых. Ее глава Мирон считался одним из самых бедных людей в деревне. Он зарабатывал на пропитание для себя и своей жены тяжелым крестьянским трудом. Когда в ноябре 1861 г. у пары появился ребенок, односельчане только качали головами - как теперь будут выживать эти несчастные. Отец же был счастлив сыну, которого нарекли Павлом.


Родительская радость. Художник Карл Лемох

Действительно, мальчик стал радостью для своих родителей. Его любознательность удивляла взрослых. Мирон восхищался своим отпрыском и поклялся, что отдаст дитя в школу. В 1871 г. в деревеньке остановился знаменитый просветитель Иван Яковлев. Он ехал из Казани, где учился в университете, родной Симбирск. Его упросили побеседовать с Павликом. Взрослый мужчина удивился сметливости малыша и забрал его с собой.

Учеба

Грязный, больной коростой, безграмотный Паша попал в совершено новый для себя мир. Теперь он был учеником Симбирской чувашской школы, которую основал Иван Яковлев. Благодетель сам водил ребенка в баню и лечил его. Не смотря на все старания благодетеля, перед преподавателями школьник предстал не в лучшем виде. Брезгливость улетучилась с их лиц, как только они начали задавать новичку вопросы. Вскоре паренек стал отличником, а его успехи в математике позволяли утверждать, что он гениален.


Иван Яковлев

В свободные от занятий часы мальчик осваивал нотную грамоту и мастерил скрипку. Вскоре он радовал всех своими оригинальными сочинениями. Кроме музыкального творчества школьника интересовала биология. Он начал собирать гербарий и энтомологическую коллекцию. С годами Павел не бросил своего увлечения, детское хобби стало основанием для создания экспозиции музея естественной истории.

Студент и наставник

Выпускной для нашего героя стал радостным событием. Павла Миронова, как одного из лучших учеников, в 1879 г. направили продолжать осваивать науки в центральную школу Симбирска. Посещал паренек и учебное заведение, давшее ему путевку в жизнь. Здесь он преподавал арифметику в младших классах. Поручили ему это ответственное задание еще до официального вручения диплома. Слава о молодом талантливом педагоге разлетелась быстро. Вскоре Паша получил ряд приглашений в сельские школы Буинского уезда.


Получив полное среднее образование в 1881 г. юноша мог продолжить преподавать, но ему хотелось получить больше знаний. Выпускник долго не мог принять решения: остаться в профессии, которую уже освоил, или выбрать факультет биологии, ставшей его страстью. Наш герой поступил в Оренбургский учительский институт. Закончил он его с золотой медалью в 1884 г. В течение года выпускник трудился учителем математики в Оренбургском трехклассном училище. Вскоре он переехал в Уфу. Там для нашего героя нашлось два места: в уездном училище он обучал ребят математике и пению, а в женской гимназии читал курс педагогики, где ии познакомился со своей будущей женой учительницей Ольгой Думновой.  

Заслуженные награды

Работа Павла Миронова в Уфе привлекла к нему внимание руководства учебными заведениями. В 1892 г. ему присвоили чин коллежского асессора, спустя 4 года наградили орденом святого Станислава III степени. Единственное, в чем талантливому педагогу постоянно отказывали, это в его просьбах перевести его в Симбирск и позволить трудиться в чувашской школе. История сохранила переписку Миронова с Яковлевым. Бывший ученик с большим уважением относился к своему наставнику, часто обращался к нему за советом.


Павел Миронов

Выходец из крестьянской среды возглавил училище, в котором преподавал. В 1901 г. он добился преобразования его из двуклассного в трехклассное. Спустя 2 года прибавился еще один класс. Неистовый директор передавал своим подопечным не только знания в сфере точных наук, но и учил музыке, гимнастике, истории и заведовал библиотекой. Школьники знакомились с математикой по написанным им учебникам. Времени на личную жизнь и хобби у Павла Мироновича оставалось крайне мало.

Мечты сбываются

Зная, с каким энтузиазмом Миронов берется за дело, в 1907 г. его назначили инспектором народных училищ Уральско-Темировског района Уральской области. Павел понимал, что времени на реализацию своей мечты, предполагавшей возвращение в Симбирск, остается все меньше. В 1912 г. он подал в отставку и уехал в город, где начиналась его биография как преподавателя и просветителя. После революции он стал первым, кто предоставил новой власти четкий план развития народного образования в Чувашии.


Вечер памяти Павла Миронова в уфимской Чувашской воскресной школе (2016). Фото Ивана Тарасова

Осенью 1918 г. в Симбирске открылась чувашская учительская семинария. Руководил ею Павел Миронов. Вскоре это учебное заведение стало техникумом, выпускники которого прославились в родном краю и заслужили уважение в стране Советов. В сентябре 1921 г. они скорбели - их мудрый наставник скончался.