В своем творчестве Лев Иванович Иванов всегда считал главнейшей составляющей музыку. Поэтому все его постановки отличаются поразительной гармоничностью и образностью.

Путь к призванию

Биография будущего деятеля началась с 1834 года. Ребенок появился на свет в Москве 2 марта. В семье мальчик был старшим. С ранних лет он проявлял способности к танцу. Видевшие его дарование родители отдали сына в столичное балетное училище. Оттуда талантливого ученика перевели для получения образования в Петербург.

На новом мечте преподаватели сразу оценили способности новичка. Его отличали также абсолютный слух и великолепная память. Правда, увлечение музыкой педагоги считали излишним: ученик отвлекался от изучения остальных предметов. Дебют на сцене состоялся в 1850.

Шестнадцатилетний воспитанник танцевал в балете «Мельники» классическое па-де-де. Премьера прошла великолепно, начинающий артист постоянно участвовал в постановках. В 1852 одаренный артист был принят в труппу Большого театра в Петербурге. Поначалу новичка зачислили в кордебалет.

Однако там на него сразу обратили внимание ведущие балерины Андрианова и Смирнова. Они оценили талант юноши и выбирали своим партнером на сцене именно его. Лев исполнял характерные и классические партии. В его репертуаре были и второстепенные роли. Перевели его в солисты в 1956. Иванов исполнял Колена в «Тщетной предосторожности», был Фебом в «Эсмеральде», Конрадом в «Корсаре».


Танцовщик был первым исполнителем партии рыбака Таора в балете «Дочь Фараона» на музыку Цезаря Пуни, поставленном Петипа. Им также блистательно исполнена роль Солора в балете «Баядерка».

Успехи и разочарования

Счастливо поначалу складывалась и личная жизнь артиста. Его избранницей стала танцовщица Вера Лядова, дочь известного русского композитора. Молодые люди стали мужем и женой. Вскоре Вера ушла в оперетту.

Ее творчество было высоко оценено современниками. Артистку называли русской опереточной дивой. С момента признания ее на новом поприще брак дал трещину. Счастливый союз распался.

Начиная с шестидесятых, артист приступил к работе хореографа, начал преподавательскую деятельность. В 1872 он вышел на пенсию, однако руководство театра уговорило его остаться и продолжить творчество. В 1882 Иванов получил назначение на пост режиссера петербургского балета.

Спустя три года его перевели вторым балетмейстером к Петипа. В обязанности Льва Ивановича входило возобновление старых спектаклей, постановка танцев. Также Иванов создавал дивертисменты и ставил одноактные балеты для Каменноостровского театра.


Как преподаватель балетмейстер вел старший класс воспитанниц училища. В 1887 он представил свой первый спектакль «Очарованный лес». Постановка создавалась в расчете на премьеру в училище.

Новые свершения

В том же периоде появились «Гарлемский тюльпан», «Шалость Амура» и «Севильская красавица». Иванов снискал славу опытного профессионала. Триумфальной были признана его постановка «Половецких плясок» для оперы «Князь Игорь» Бородина в 1890. Позднее исследователи называли работу Льва Ивановича подготовкой к перевороту в характерном танце.

Творчество Бородина вызывало у балетмейстера огромное уважение. В сложном построении своей танцевальной сюиты хореографу удалось передать нарастание напряженности. Танцевальные сцены в стане половцев высоко оценивались критиками. К началу лета 1892 Петипа начал работу над балетом «Щелкунчик» на музыку Чайковского.

Однако продолжать деятельность не смог. Его заменил Иванов. Перед Львом Ивановичем встала непростая задача. Балетмейстер всеми силами стремился оставить без изменений эстетику предшественника и выполнить все условия сценария. Новаторство в полной силе проявилось в углубляющей действие сцене вальса снежных хлопьев.

Эту работу назвали триумфом крупного художника. Именно творчество Чайковского дало мастеру возможность определиться с образностью, ставшей причиной всех дальнейших достижений хореографа. Его неудачи либо успехи полностью зависели от музыки. Для него она стала главной составляющей постановки.


Весна 1893 стала премьерой для школьной версии комического балета «Волшебная флейта». В память об ушедшем из жизни 25 октября Петре Чайковском дирекцией императорских театров было принято решение ставить «Лебединое озеро». Руководство посчитало, что новый балет найдет своих поклонников.

Вторая картина в постановке Иванова впервые была показана в феврале 1894. На тот момент работой занимался Лев Иванович единолично, однако он не смог отвергнуть блистательную задумку Петипа с противопоставлением нежной Одетте темпераментной Одиллии. Однако прославили спектакль именно «маленькие лебеди» Иванова.

Признание заслуг

Премьерный показ состоялся в 1895, 15 января. По мнению хореографа, все крылатые существа необязательно должны были на сцену выходить в костюмах с крыльями за спиной. Именно Иванов предложил идею отказа от огромных и нередко неудобных деталей. Вопреки существовавшему до него канону хореограф заменил их придуманными им самим имитирующими взмахи крыла движениями рук.

Перестали служить своеобразной декорацией и все массовые сцены. Гениальной находкой Иванова стал символический язык таких явлений, вторящий позам и жестам главной героини, как бы отражая переживания Одетты.

В 1896 была представлена новая работа хореографа, одноактный спектакль «Ацис и Галатея». В 1897 публика увидела балет «Дочь микадо» в нескольких актах. В 1899 он завершил и написание мемуаров. В октябре 1900 дивертисмент последнего акта «Конька-Горбунка» был дополнен второй рапсодией Листа. Критика называла ее хореографической поэмой. Успех объясняли и типичная для Иванова музыкальная трактовка, и характерный симфонизированный танец.


Работа стала последним шедевром мастера. Из жизни знаменитый балетмейстер ушел в 1901 году, 11 (24) декабря.