Львом Владимировичем Щербой основана Петербургская фонологическая школа. Каждому ученому-филологу известно имя выдающегося лингвиста. Его интересовало изучение не только русского, но многих других языков, их взаимоотношения. Творчество Щербы активизировало развитие отечественной лингвистики.

Начало деятельности 

Биография Щербы началась в городе Игумен Минской области в 1880 году. Ребенок появился на свет 20 февраля (3 марта). Детство и юность мальчика прошли в Киеве. После успешного окончания гимназии в 1898 году выпускник поступил в университет. Для получения образования студент выбрал естественный факультет.

На следующий год юноша перевелся в университет Санкт-Петербурга, выбрав в вузе историко-филологическое отделение. После профессора Бодуэна-де-Куртенэ, Щерба приступил к занятиям под его руководством. Став старшекурсником, он представил сочинение под названием «Психический элемент в фонетике», получившее золотую медаль.

В 1903, после завершения учебы, наставник рекомендовал талантливого ученика для научной работы в университете. Льва Владимировича направили в 1906 за границу. Изучение им тосканских диалектов продлилось целый год. В 1907 после пребывания в Италии молодой человек отправился в Париж. Он изучал произношение, самостоятельно трудился над экспериментальным материалом.


Осенние каникулы 1907-1908 студент провел в Германии за изучением особенностей лужицкого языка. Собранные данные, ранее вышедшие отдельным изданием, легли в основу докторской диссертации. Завершение командировки прошло Праге за изучением чешского.

Научная деятельность

После возвращения на родину Щерба приступил к работе в основанном при университете в 1899 кабинете экспериментальной фонетики. Молодой ученый регулярно пополнял библиотеку, разработал и использовал на практике специальную аппаратуру. С 1910 лингвист организовывал занятия по языкознанию.

В начале двадцатых годов ученым был создан проект будущего Лингвистического института. Лев Владимирович понимал, что фонетика тесно связана со многими дисциплинами, в числе которых неврология, физика, психиатрия. Более трех десятков лет под его руководством проводились работы по изучению языков народностей Советского Союза.

Весьма плодотворным выдался период с 1909 до 1916. Ученый написал две книги, стал магистром, а затем доктором. Лев Владимирович занимался сравнительной грамматикой индоевропейских языков, постоянно обновляя курсы. Ставший доктором филологических наук ученый возглавил в 1914 студенческий кружок, изучавший живой русский язык.


Ученый работал над изменением методики преподавания, пытался поднять, преобразовывая в соответствии с последними достижениями науки. Он наладил личную жизнь. Женой Щербы стала Татьяна Генриховна Тидеман. В семье родились двое детей, сыновья Дмитрий и Михаил. В двадцатых годах Лев Владимирович начал работу в Институте живого слова.

В 1929 он организовал семинар по экспериментальной фонетике. В 1930 советский лингвист выступил с авторскими лекциями. Активно общался Щерба с артистическим миром. В 20-30-х годах лаборатория ученого превратилась в научно-исследовательское учреждение. Пополнялся штат ее постоянных сотрудников, улучшалось оборудование, постепенно расширялся и круг работ, приезжали специалисты со всей страны.

Фонетический метод

Главным направлением была выбрана разработка фонетического метода преподавания иностранного языка и его внедрение. Особого внимания ученого удостаивались правильность и чистота методики. Все ее проявления научно обосновывались для сознательного усвоения их учащимися.

Немаловажную роль отдавал лингвист прослушиванию пластинок с записанными на них иностранными текстами. В идеале все предлагаемое исследователем обучение строилось на предлагаемой основе. Главным стал подбор определенной системы речевого материала. Звуковая сторона речи всегда занимала ученого. Он считал, что крайне важны и произношение, и интонация. Это входило в лингвистическую концепцию Щербы.

В 1924 лингвист стал членкором Всесоюзной Академии наук. Он приступил к работе в Словарной комиссии. В задачи этого подразделения  входила подготовка и реализация издания словаря русского языка. Лев Владимирович предложил свои идеи по лексикографии. В 1930 ученый принял участие в составлении русско-французского словаря.


Академиком разработана теория дифференциальной лексикографии. В кратком виде результат десятилетней работы лингвиста изложен в предисловии ко второму изданию труда. Принципы разработки и ее система стали основой для трудов над остальными словарями.

Подведение итогов 

В середине тридцатых Лев Владимирович представил еще одно пособие, названное «Фонетика французского языка». Книга подытожила двадцатилетний исследовательский и педагогический опыт. Построен труд в виде сопоставления русского и французского произношения.

В 1937 Щерба стал во главе языковой кафедры. Он сумел провести реорганизацию деятельности, внедрить авторскую методику чтения и понимания иноязычных текстов, выпущена брошюра «Как надо изучать иностранные языки», объясняющая идеи академика. Не прерывалась академиком научно-исследовательская работа и во время эвакуации. В столицу он возвратился  с наработками летом 1943.

Из жизни Лев Владимирович ушел 26 декабря 1944. Он сделал неоценимый вклад в науку.


Его работы актуальны поныне. Они признаны классическими. На трудах знаменитого академика основаны современные фонология, психолингвистика, лексикография и отечественная лингвистика.