Александр Серебряков – русский график и живописец, представитель творческой династии Серебряковых-Бенуа. Мастер заслужил признание среди европейских и американских ценителей, на родине же его имя долгие годы оставалось неизвестным. Лишь в 2019 г. открылась первая монографическая выставка Александра Серебрякова в Москве. Жизнь и творчество забытого художника заслуживают внимания соотечественников.

Семья и ранние годы


Александр Борисович родился в 1907 и принадлежал к семье с богатыми культурными традициями. Мама – знаменитая портретистка З.Е. Серебрякова. Отец – инженер Б.А. Серебряков. Дед Евгений Лансере – скульптор, дядя Александр Бенуа – художник, историк и теоретик живописи, основатель общества «Мир искусства».

Все дети Зинаиды и Бориса Серебряковых унаследовали художественный талант. Александр занялся живописью и графикой. Его брат Евгений стал архитектором, участвовал в восстановлении дворцов Петергофа после Великой отечественной войны. Сестры Екатерина и Татьяна выросли художницами.

Детство Александра Серебрякова прошло в Санкт-Петербурге и семейной усадьбе под Харьковом. В 1917 г. Борис Анатольевич умер от тифа, и Зинаида Евгеньевна больше не вышла замуж. В 1925 г. Александр с матерью и сестрой Екатериной навсегда покинул Россию. Семья поселилась во Франции.

Жизнь и творчество в эмиграции

Александр Серебряков – художник-самоучка. Он не получил формального художественного образования и развивал навыки на практике, рисуя и наблюдая за работой матери и дяди. С 1926 г. Серебряков помогал Александру Бенуа оформлять спектакли Иды Рубинштейн, рисовал декорации для балетов Бориса Кохно. В том же году Александр и Екатерина Серебряковы создали серию географических карт для парижского Музея декоративных искусств.

В 1928 г. Серебряков впервые показал свои работы в галерее Лесника. В 1930-е г. художник стал известен в европейском масштабе: его картины выставлялись в залах Франции, Бельгии, Чехии. Серебряков писал акварельные пейзажи, иллюстрировал поэтические сборники и детские книги, например, альбом «Наша Франция». Художник сотрудничал с прессой: разрабатывал газетные шрифты, рисовал модные картинки для женских журналов.

Серебряков – «портретист интерьеров»


В 1941 г. состоялось судьбоносное знакомство художника с аристократом Шарлем де Бейстеги. Ценитель роскоши и эстет, Бейстеги увлекался покупкой и оформлением старинных особняков. Однажды он показал эскизы апартаментов Александру Серебрякову. Художник с этого момента стал постоянным декоратором Бейстеги и настоящим летописцем его реноваций. В течение 30 лет Александр Борисович зарисовывал идеи декора и готовые интерьеры замка Груссе и других домов, принадлежавших Бейстеги. В 1951 г. Серебряков зарисовал убранство для костюмированного Бала де Бейстеги. Масштабная светская вечеринка стала эпохальным событием и собрала весь цвет европейской богемы - от Сальвадора Дали до Кристиана Диора.

Благодаря Бейстеги, работы Александра Серебрякова вошли в моду среди аристократов и миллионеров. В 1950-60-е г. художник оформлял особняки и апартаменты для семьи Ротшильдов, латиноамериканского магната Артура Лопеса, барона Алексиса де Реде. Художник делал делал талантливые стилизации под старину, смешивая антиквариат с современными предемтами. Остроумной деталью «от Серебрякова» стали панно-обманки, изображавшие шкафы с книгами и фарфором в натуральную величину.

В 1980-е прошел ряд ретроспективных выставок Александра Серебрякова во Франции и США. Последняя прижизненная экспозиция состоялась в 1994 г. Художник умер в 1995 г. и был похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Лучшие работы

В творчестве Александр Серебряков продолжил традиции «Мира искусства». Художник не интересовался авангардными экспериментами модернистов и находил вдохновение в эстетике XVIII в.: сложных тонких орнаментах рококо, обилии декоративных деталей и насыщенной палитре.

Александр Серебряков, лучшие картины которого созданы в технике акварели, писал небольшие по формату пейзажи и «интерьерные портреты». Творчество Серебрякова впечатляет виртуозным мастерством рисунка и высочайшей степенью детализации.


Александр Борисович интересовался архитектурным наследием Европы, путешествовал по регионам Франции, Бельгии, Италии. В поездках были созданы серии картин, изображающие городские улицы, парки, площади, увиденные с непривычных ракурсов. Древние памятники соседствуют здесь с домами-новоделами, а монументальные сооружения – с забавными вещицами в витринах магазинов.

Интерьеры в акварелях Александра Серебрякова воссозданы с документальной точностью. Художник-знаток исторических стилей декора подробно воссоздает орнаменты, лепнину, ажурные элементы мебели. Цветовое решение картин погружает зрителя в атмосферу комнат: прохладу ванной, торжественность просторных гостиных и уютную тишину библиотеки.


Серебряков и Россия

Живя во Франции, Александр Серебряков способствовал сохранению национального наследия среди россиян-эмигрантов. В 1945 г. он стал одним из организаторов Общества охранения русских культурных ценностей в Париже, собирал материалы о выдающихся представителях Русского зарубежья. Серебряков был одним из инициаторов реставрации православного Александро-Невского собора, разрабатывал эскизы убранства и лично пожертвовал несколько картин.

В России имя живописца, графика и декоратора долгие годы обходили вниманием. Александр Серебряков, выставка которого в Москве впервые состоялась в октябре 2019 г., прежде был известен лишь специалистам. Галерея «Наши художники» совместно с Фондом Зинаиды Серебряковой решили изменить положение дел и познакомили россиян с творчеством соотечественника.

Выставка Александра Серебрякова в «Наших художниках» - монографическая экспозиция, состоящая из 50 работ - пейзажей и «интерьерных портретов». Собрание демонстрирует лучшие образцы его творчества как графика, живописца и декоратора и позволяет оценить вклад Серебрякова в историю русской культуры.