Из биографии

Алексей Васильевич Кузьмич родился  в 1945 г. в Белоруссии в многодетной крестьянской семье. Отец скончался от фронтовых ранений. Мать и сестры заботились о мальчике. Значительную роль в жизни подростка сыграли двоюродный брат, художник-самоучка, и учитель рисования.

После девятилетки юноша поступил в художественное училище в Красноярске. Здесь он часто посещал музей и разглядывал  полотна В.И. Сурикова. После армии вернулся в Белоруссию, поступил в театрально-художественный институт и после окончания преподавал в нем. Потом занялся творчеством.

Творческий путь

Творческая карьера А. Кузьмича не сразу складывалась успешно. Однажды на выставке он представил «Юную Данаю». Комиссия была возмущена. Более десятка лет картины его не признавали.  Впоследствии автор величайшей в мире коллекции живописи с образом Мадонны стал членом Белорусского Союза художников, членом Международной Кирилло-Мефодиевской академии. Его работы находятся не только в музеях Белоруссии, но и за рубежом.


«Кузьмичевские мадонны»

Образы женщин были преобладающими в его творчестве. Чаще всего они и их младенцы изображались золотоволосыми. В легких, прозрачных одеждах-накидках разных цветовых оттенков: золотистого, голубого, бледно-розового, алого, красного. Глаза глубокие, большие, грустные, часто плачущие. Есть мадонны как королевы в накидке цвета пантеры, в крапинку. На голове величественная корона. Рядом ангелы-хранители. Интересны обрамления изображений мадонн. Вот одно из них:  рябиновые ягоды – символ здоровой жизни.

В одной из таких картин рядом с молодой женщиной, держащей младенца, изображены девочки. Они пристально  смотрят на нее, и одна хочет подарить ей цветок. Есть в коллекции художника и «Будущие мадонны» – молодые беременные женщины.


Его картины как иконы, но в то же время они реальные. Именно в этом и заключается уникальность творчества А. Кузьмича – единство сакрального и светского. Многие его работы называются плачами мадонн. А они сами названы серебряной, полесской, чернобыльской, даже…. государственной. Есть немало тревожных полотен, но большинство – оптимистические, нежно-ласковые, которые умиротворяют человека.


Историко-философская, пейзажная и портретная живопись

На картинах  А. Кузьмича запечатлелись и пейзажи, и сюжеты о ГУЛАГе, о Чернобыле. Одной из ключевых тем в творчестве художника являлась тема единства славянских народов. Также он писал и портреты. На них представители культуры Белоруссии и России – артисты, скульпторы, кинорежиссеры. Художник стремился передать своеобразный характер человека. Своими творениями он помогает лучше познать этих уважаемых людей.


Искусство – смысл его жизни

Творческие замыслы были всегда главными для А.В. Кузьмича. Художник внес значительный вклад в развитие духовности. Глядя на его удивительно-теплые картины, человек задумывается о женщине-матери, о славянах, о духовном.


Память об отце

По воспоминаниям сына, отец был сторонником его начинаний в искусстве. Подростком Алексей занимался боевым искусством. Отец прозвал его Аполлоном. Сам тоже поддерживал физическое состояние. Первые мадонны появились после встречи с женой Инессой.


Отец был открытым, искренним человеком. Он мог подарить гостю любую свою картину. Его творческий путь закончился на 69 году жизни – в 2013 г. Сын-дизайнер способствовал изданию книги «Творец возвышенных мадонн» и открытию музея А. Кузьмича-старшего.