Биография: ранние годы

Томас Мартин (Thomas Martin) рожден 22 июля 1940 года в Цинцинатти, что в штате Огайо. Он увлекся музыкой в раннем детстве. Особенно его завораживали струнные инструменты.

В 13 лет родители купили Томасу контрабас. Его первым учителем стал Гарольд Робертс. В короткие сроки Томас виртуозно овладел инструментом. Однако на этом не остановился. Мартин продолжал совершенствовать технику игры.


После школы и по выходным он много времени проводил в музыкальном магазине, в котором родители приобрели ему контрабас. Юному Томасу было интересно все: начиная от истории создания контрабаса и заканчивая материалами для его изготовления. Он с жадностью впитывал любую информацию. Тогда Томас еще не знал, что этот инструмент станет делом всей его жизни.    

После школы он переехал в Нью-Йорк. Там Мартин продолжил совершенствовать технику игры под руководством Оскара Циммермана, за плечами которого был богатый опыт выступления и преподавания. Позднее он постигал азы мастерства у Роджера Скотта в Филадельфии. Тот помог ему расширить тембровое звучание. 


Вскоре его манеру исполнения заметно отличало виртуозное мастерство, эмоциональность, яркий артистизм и изящная игра на инструменте. Внимание слушателей во время концерта было невольно приковано к Томасу. Его выступление доставляло наслаждение не только слуху, но и глазам. 

Карьера

К началу 70-х годов Томас Мартин начал выступать как сольный, так и камерный исполнитель. Он играл на многих площадках Штатов, а также много гастролировал по соседним странам. Лидером по количеству концертов в те годы была Канада. Также Мартин задержался там на руководящей должности в симфоническом оркестре Монреаля.  

Вскоре Томас начал ездить с концертами по Европе. Так, он часто выступал в Израиле, Англии. В Лондоне Томас работал в городском камерном оркестре в качестве контрабасиста-солиста. 

Во время гастролей по миру он не только давал концерты, но и проводил мастер-классы игры на контрабасе. На его занятиях всегда был аншлаг. Так, он неоднократно проводил открытые уроки в Петербургском Доме музыки. Томас также принимал активное участие в международных слетах контрабасистов.   


В 80-х годах музыкант заинтересовался творчеством знаменитого итальянского контрабасиста и дирижера Джованни Боттезини. Томас перелопатил не одну сотню книг о нем. Вскоре увлечение переросло в наваждение. Ему была интересна не только его музыка, но и личная жизнь Боттезини. Вскоре Мартин прославился как знаток творчества итальянского виртуоза. 

Томас сыграл почти все, в том числе и ранее не известные композиции Боттезини. Итогом его многолетних исследований стали записи пластинок с произведениями итальянца и публикация большого количества статей о его жизни и творчестве. 

Томас мастерски исполнял музыку своего кумира. Слушателям особенно полюбился «Концерт для контрабаса с оркестром №1 фа-диез минор» и фантазии на тему оперы «Пуритане». Его пластинки с музыкой Боттезини получили признание многих критиков. Восторженные отзывы о его работе публиковали и музыкальные издания с весомой репутацией.  


В 1990 году Томас снова уехал в Англию, где встал во главе группы контрабасистов в симфоническом оркестре Лондона. Там он проработал 10 лет. Также в Лондоне Томас вел занятия в музыкальной школе при «Гилдхолле» и в Королевской консерватории. Многие из его учеников впоследствии заняли лидирующие позиции в мире среди контрабасистов, выступая в именитых оркестрах. 

Томас попробовал себя и в качестве члена жюри на многих музыкальных конкурсах. В их числе и фестиваль контрабасистов «Памяти С. А. Кусевицкого» в России.

На счету Мартина создание ряда телевизионных и радиопередач. В низ он играл разные партии, начиная от времен барокко и до 20 века.  

В 2018 году Томас выпустил первую книгу об истории английского контрабаса. Над ней он работал вместе со своим коллегой и близким другом Мартином Лоуренсом. Дебют получился успешным: ограниченный тираж был моментально раскуплен. В 2020 году музыкант планирует выпустить вторую книгу, которая будет посвящена истории итальянского контрабаса. 

Семейный бизнес

Томас Мартин всегда играл только на качественных контрабасах. Он считал дорогие инструменты не блажью, а хорошей инвестицией в творчество. Так, в его арсенале был контрабас самого Карло Бергонци, известного итальянского мастера 18 века. Критики называли Томаса виртуозом, способным превратить свой инструмент в певца. Однако нет предела совершенства, и Томас решил лично изучить тонкости производства контрабасов.   


В конце 80-х годов он увлекся изготовлением и реставрацией струнных музыкальных инструментов. Его учителем в этом деле стал Эндрю Диппер, известный специалист по скрипкам Страдивари. Томас изготовил около 200 контрабасов, альтов и виолончелей под собственным именем. Сначала это было хобби, а потом стало бизнесом. В 2008 году он вместе с сыном основал семейную мастерскую в Англии.  


Личная жизнь

О своей семье Томас Мартин почти не распространяется. Известно, что он женат. В браке рожден сын Джордж. Он помогает отцу в семейном деле по изготовлению и реставрации инструментов.