Творческое наследие

Альфред был одним из первых режиссеров, которые настаивали на съемках в подлинных местах, а также на участии в фильмах не только звездных актеров, но и случайных лиц. Это придает любой кинокартине больше реализма.

В индустрии кино Циннеман считался индивидуалистом за то, что, рискуя, создавал уникальные фильмы. Многие из его драм были историями об одиноких, но принципиальных людях, прошедших закалку трагическими событиями.

По словам многих критиков и историков, стиль Циннемана демонстрирует психологический реализм и решимость делать достойные и интересные картины.


Самыми знаменитыми фильмами Фреда стали «Мужчины» (1950), «Полдень» (1952), «Отсюда в вечность» (1953), «Оклахома!» (1955), «История монахини» (1959), «Человек на все времена» (1966), «День шакала» (1973) и «Юлия» (1977). Его фильмы 65 раз номинировались на премию «Оскар», из которых выиграли 24 раза.

В картинах Циннемана в свое время дебютировали многие звезды: Марлон Брандо, Джули Харрис, Род Штайгер, Пьер Анджели, Брендон де Уилд, Монтгомери Клифт, Ширли Джонс и Мерил Стрип.

Девятнадцать актеров, сыгравших в фильмах Фреда, были номинированы на премию «Оскар»: Фрэнк Синатра, Монтгомери Клифт, Одри Хепберн, Глинис Джонс, Пол Скофилд, Роберт Шоу, Венди Хиллер, Джеймон Робардс, Ванесса Редгрейв, Джейн Фонда, Гари Купер и Максимилиан Шелл.

Биография

Родился Альфред Циннеман 29 апреля 1907 года в Жешуве, Австрия (сейчас – Польша). Его родители – Анна Фейвель и Оскар Циннеман являлись австрийскими евреями. Кроме Фреда, в семье был еще и младший брат. Он вырос в Австрии и стал юристом, хотя в детстве мечтал стать музыкантом.

Альфред к 1927 году получил высшее образование на юридическом факультете Венского университета. Но юристом так и не стал. Во время учебы увлекся кинематографом и после окончания учебы поехал изучать кинопроизводство в Париже в «Школе художественной фотографии и кинематографии». Став кинооператором, он нашел работу на нескольких съемочных площадках в Берлине.

В возрасте 21 года в 1929 году Фред иммигрировал в Голливуд. Его родители были убиты во время Холокоста.

Необходимо отметить, что в Австрии дискриминация евреев была частью жизни еще с незапамятных времен. Представители еврейского народа жили в угнетающей, лживой, враждебной и жестокой атмосфере. Это чувствовалось везде и на всех уровнях: в школе, на работе, в обществе. Еврей от рождения считался аутсайдером и угрозой для культурной жизни страны. Именно поэтому Циннеман, родившийся в Австро-Венгрии и эмигрировавший в США, никогда по-настоящему не ощущал себя австрийцем.

Карьера

В Германии Циннеман известен только по одному фильму – «Люди в воскресенье» 1929 года, которые он снял с такими же как он новичками Билли Уайлдером и Робертом Сиодмаком.

Следующий свой фильм «Волна» (1935) Фред снимает уже в Мексике. В фильме участвуют непрофессиональные актеры, набранные из числа местных жителей. После завершения этого проекта Фред поселяется в Северном Голливуде.


В 1930 году снимает свою первую голливудскую работу – фильм «Все тихо на Западном фронте» (1930). Многие актеры в фильме были набраны из числа бывших русских аристократов и высокопоставленных офицеров, сбежавших в Америку после Октябрьской революции 1917 года.

Следующие фильмы Циннемана были сняты с большим размахом. В 1942 году Альфред Снимает «Глаза в ночи» и «Убийца в перчатках для детей». В 1944 году ставит картину «Седьмой крест», в котором использует немецких актеров даже в самых маленьких ролях.

После Второй мировой войны Альфред выпускает в 1947 году фильмы «Мой брат говорит с лошадьми» и «Маленький мистер Джим».

В следующем 1948 году вышли два великих фильма Альфреда. Это «Поиск», за который Фред получил премию «Оскар» за лучший сценарий. И картина в жанре нуара «Акт насилия».

В 1950 году знаменитый актер Марлон Брандо дебютировал на экране в фильме Циннемана «Мужчины». Этот фильм рассказывал о ветеранах войны, в нем было много сцен, снятых в одной из калифорнийских больниц, в которых настоящие пациенты служили статистами.

В 1952 году вышла самая известная работа Альфреда – фильм «Высокий полдень», который в 1989 году был отобран в Топ-25 для Национального реестра фильмов США. В нем Циннеман применил многие передовые для того времени приемы:

  • 80-минутный обратный отсчет до конфронтационного часа, что сломало шаблон привычного для всех вестерна;
  • съемку без фильтров, что придавало ландшафту резкое качество, характерное для кинохроники;
  • фотографии главного героя (его сыграл Гари Купер) во многих тесных крупных планах, на некоторых из которых он вспотел, а в какой-то момент даже заплакал.

Следующий фильм Альфреда – «Участник свадьбы» (1952) отличается тем, что для исполнения роли 12-летней девочки Циннеман выбрал 26-летнюю Джули Харрис, хотя она блестяще справилась со своей ролью.

Фильм «Отсюда в вечность» 1953 года был номинирован на 13 премий «Оскар» и выиграл 8 из них, в том числе награду за лучшую картину и награду за лучшую режиссуру. Фрэнк Синатра, снявшийся в картине, получил за свою работу премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, а Донна Рид – премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.

В мюзикле «Оклахома!» 1955 года, снятом в широкоэкранном формате, дебютировала молодая звезда Ширли Джонс.

В 1957 году Фред снимает достаточно опасный фильм «Шляпа дождя», в котором главный герой страдает тайной зависимостью от морфия. Дело в том, что в 1950-е годы фильмы о наркомании были редкостью и не приветствовались обществом.

В 1959 году Циннеман снимает «Историю монахини» с Одри Хепберн в главной роли.


Фильм «SunDowners» 1960 стали рекордсменом по количеству номинаций на «Оскар», при этом не выиграв ни одной награды. Следующий фильм 1964 года «Вот бледная лошадь» стал критическим и коммерческим провалом.

В 1965 году Альфред Цинненман был членом жюри на IV Московском международном кинофестивале.

Следующим удачным фильмом Фреда стал «Человек на все времена» 1966 года, получивший 6 премий Оскара, в том числе за лучший фильм, лучшего актера и лучшую режиссуру. Фильм также отмечен наградами V Московского международного кинофестиваля.

В 1973 году Циннеман режиссирует картину «День шакала», который стал хитом для зрителей.

«Джулия» 1977 года была номинирована на 11 премий «Оскар» и выиграла 3 из них: за лучший сценарий, за лучшего актера второго плана и лучшую актрису второго плана.


Последним фильмом Фреда Циннемана стал «Пять дней одного лета» (1982), снятый в Швейцарии. Кинофильм стал критическим и коммерческим провалом, после которого знаменитый режиссер ушел из кинопроизводства навсегда.

Последние годы и смерть

Апокрифическая история гласит, что в 1980-х годах во время встречи с молодым голливудским руководителем Циннеманн с удивлением обнаружил, что руководитель не знал, кто он такой, несмотря на то, что Фред получил четыре премии Оскар и снял многие из самых больших голливудских фильмов. Когда молодой руководитель тихо попросил Циннеманна перечислить, что он сделал в своей карьере, Циннеманн элегантно поставил его на место, ответив: «Конечно, но ты расскажи первый». В Голливуде эта история известна как «Ты первый», и на нее часто ссылаются, когда ветераны-создатели обнаруживают, что выскочки незнакомы с их работой.

Циннеман умер 14 марта 1997 года в Лондоне, Великобритания от сердечного приступа в возрасте 89 лет. Останки режиссера были кремированы и захоронены на Кенсальском зеленом кладбище.