Биография и образование

Марсель Офюльс родился 1 ноября 1927 года во Франкфурте-на-Майне. Он был единственным ребенком. Отец - Макс Офюльс - немецкий кинорежиссер, а мать - Хильдегард Уолл – актриса. После прихода к власти фашисткой партии семья Офюльса покинула Германию и обосновалась во Франции, в Париже. В 1940 году они бежали в Виши, а через год – в США.


Марсель учился в  Высшей школе Голливуда и в Западном колледже в Лос-Анджелесе. В 1946 году Офюльс проходил службу в театральном отделении американской армии в Японии. Позже Марсель посещал Калифорнийский университет в Беркли.

Карьера и творчество

В 1950 году Офюльс вернулся в Париж и стал помощником режиссера Жюльена Дювивье. Также он ассистировал режиссеру, продюсеру и сценаристу Анатолю Литваку. В 1960 году он снял первый документальный короткометражный фильм с оригинальным названием Matisse ou Le talent de bonheur. Роли в картине исполнили Клод Дофен, известный по фильму «Главное – любить», Жанна Моро из «Затухающего огонька» и Анри Серр, снимавшийся в киноленте «Жюль и Джим». Офюльс сам написал сценарий.


Спустя 2 года Марсель вместе с Синтаро Исихара и Ренцо Росселлини снял мелодраму «Любовь в двадцать лет». Роли в фильме получили Жан-Пьер Лео из «400 ударов», Мари-Франс Пизье, которая снималась в драме «Другая сторона полуночи», Кристина Гайони, Джеронимо Мейньер, Элеонора Росси Драго из «Подруг», Нами Тамура, Барбара Ласс, Збигнев Цибульский, игравший в «Пепле и алмазе», Владислав Ковальский из «Двойной жизни Вероники» и Барбара Фрэй. В центре сюжета находится взрослеющий Антуан, в прошлом бунтарь. Главный герой влюбляется в Колетт. Картина является психологическим исследованием юности. Она была номинирована на «Золотого Медведя» на Берлинском кинофестивале.

Фильмография

В 1963 году Офюльс стал режиссером комедии «Банановая кожура». Картина повествует о приключениях авантюристов. Мошенники ловко добывают деньги у миллионеров. Вместе с Чарльзом Уильямсом и Даниэлем Буланже Марсель принимал участие в разработке сценария фильма. Главные роли исполнили Жанна Моро, Жан-Поль Бельмондо, Клод Брассер, Жан-Пьер Марьель, Герт Фребе и Полетт Дюбо. С некоторыми из актеров Офюльс уже сотрудничал. Комедия была показана в Италии, Франции, Швеции, Германии, Нидерландах, Японии, Дании. Также она имела успех у зрителей и кинокритиков в Испании, Аргентине, Финляндии, Уругвае, США, Мексике, Турции и Венгрии.


Затем вышел триллер с оригинальным названием Faites vos jeux, mesdames. Марсель стал его режиссером и сценаристом. Главные роли в киноленте исполнили Эдди Константин и Нелли Бенедетти, Даниэль Секкальди и Лаура Валенсуэла. После четырехлетнего творческого перерыва Марсель снял драму «Печаль и жалость». В первой части фильма идет интервью с человеком, обвиненным в дезертирстве. Он совершил побег из тюрьмы, воевал в составе армии Шарля Де Голля в Англии и получил пост премьер-министра во Франции. Во второй части рассказывается история французского аристократа, который разделяет идеи фашизма и отправляется воевать в составе армии Германии. Картина была номинирована на «Оскар» как лучший документальный фильм.

В 1970 году Марсель снял теледраму «Клавиго», пригласив на роли таких актеров, как Томас Хольцман, Рольф Бойсен, Фридхельм Пток, Криста Келлер, Кира Младек и Ханс Хеккерман. В сценарии к фильму были использованы произведения Иоганна Вольфганга фон Гете. Затем он стал режиссером и сценаристом комедии «Два полных дня». В 1971 году Офюльс начал работу над документальным фильмом «Чувство потери». Картину сняли за 6 недель. Она состоит из нескольких интервью, которые давали протестанты, католики, политики и солдаты. Их рассказы перемежаются телевизионными новостями о взрывах и актах насилия. В центре сюжета – гибель 4 человек. Своим фильмом Марсель хотел показать ценность жизни. Когда драма была готова, телеканал «Би-би-си» назвал его проирландским.

В 1976 году по мотивам книги Телфорда Тейлора с оригинальным названием Nuremberg and Vietnam: An American Tragedy был снят документальный фильм на военную тематику «Памяти справедливости». Картина содержит несколько интервью писателя. Его книга – отправная точка для обсуждения таких понятий, как индивидуальная и коллективная ответственность. Спустя 6 лет вышел документальный фильм Yorktown: Le sens d'une victoire.


Затем Марсель выступил в качестве режиссера, сценариста и продюсера документального военного исторического фильма «Отель Терминус: Время и жизнь Клауса Барби». Сюжет повествует о жизни человека, которого назвали «лионским мясником». Он был начальником гестапо в Лионе. Картина показывает его жизнь в довоенный период и после войны. В 1994 году вышел документальный фильм Veillées d'armes совместного производства Франции, Германии и Великобритании. В этой военной драме можно увидеть таких актеров, как Кристиана Аманпур, Пол Амар, Серджо Аполлонио, Найджел Бэйтсон, Мартин Белл и Эрик Бове.

Среди последних работ режиссера – биографичные документальные драмы «Путешественник» и Ain't Misbehavin. «Путешественник» был представлен на Каннском кинофестивале, Международном кинофестивале в Торонто, Международном кинофестивале в Рейкьявике, на Фестивале еврейского кино в Нью-Йорке и на Фестивале документальных фильмов в Салониках.