Биография: ранние годы

Ян ван Эйк рожден в городке Маасэйк, сейчас это территория современных Нидерландов. Год его рождения точно неизвестен. Предположительно он родился в 1390 году. Его старший брат Хуберт тоже был художником. Во многом именно он и оказал влияние на становление Яна как живописца. Хуберт привил ему любовь к рисованию. Он же преподал ему и первый урок по живописи. Впоследствии братья ван Эйки продолжительное время работали вместе, делаяя роспись алтарей в соборах.  


Также известно, что Ян в начале своего творческого пути делал миниатюры с библейскими сценами для герцога Иоганна Баварского. Они стали одними из его первых работ, поэтому выполнены еще в средневековой традиции. 

Творчество

В 1424 году он перебрался из Гааги во Фландрию (территория современной Бельгии). Там жил его брат Хуберт. Спустя два года тот скончался, оставив незаконченной роспись гентского алтаря. В 1432 году Ян дописал этот полиптих, который получил название «Агнец божий». Алтарь представлял собой 12 составных панелей, из которых 8 расписаны с двух сторон, поскольку это дверцы. Ян изобразил Бога-Отца, Святую Деву, музицирующих ангелов. Впервые в североевропейской живописи художник поместил на первый план две обнаженные фигуры – Адама и Еву


Во Фландрии Ян ван Эйк сначала поселился в Лилле, а затем в Брюгге. Он поступил на службу к герцогу Бургундскому, Филиппу Доброму, но в качестве камердинера, а не художника. На самом деле он скорее исполнял обязанности довереного лица. Так, Ян совершал тайные поездки, чтобы найти подходящую жену для герцога. Предположительно именно тогда и были написаны несколько портретов знатных девиц на выданье. Одно из таких путешествий приводит Яна в Лиссабон, и в итоге герцог поженился на португальской принцессе.  


Ян ван Эйк внес большой вклад в живопись. Именно ему художники обязаны появлению масляных красок. Попытки смешать красящие пигменты с маслом предпринимались и до ван Эйка, но именно он сумел подобрать нужные пропорции. Новая техника живописи получила широкое распространение во всей Европе. 

Новаторство ван Эйка заключалось в том, что он виртуозно смешивал краски, добиваясь разных оттенков цвета, которые затем последовательно накладывал на полотно тонкими слоями. Данная техника позволяла отлично передавать складки материи и блеск украшений, а также пышность форм моделей, которых живописец изображал без прикрас Особенно ему удавалось передавать выражение лица.  


Среди известных картин Яна ван Эйка:

  • «Портрет четы Арнольфини»;
  • «Богоматерь канцлера Ролена»;
  • «Явление ангела женам-мироносицам»;
  • «Мадонна в церкви».

Живописец скончался в 1441 году в Брюгге.