Личная жизнь

Стэнли Фриберг родился 7 августа 1926 года в Пасадене, штат калифорния, США. Отец – Виктор Ричард Фриберг (позднее изменил фамилию на Фрэберг) – священнослужитель у баптистов. Мать – Эвелин Дороти, домохозяйка. Фриберг был набожным христианином и имел смешанное шведско-ирландское происхождение.

Окончил среднюю школу Альгамбры в своем родном городе.

С 1945 по 1947 годы проходил военную службу в армии США при медицинском корпусе в больнице МакКорнак в Пасадене, штат Калифорния.

Работы Стэна отличались нежностью и чувствительностью, несмотря на присутствующие в них укусы сатиры и пародии. Также Стэнли категорически отказывался сниматься в проектах, спонсорами которых были производитлеи алкоголя и табака. Этот факт в дальнейшем послужил серьезным препятствием в его карьере на радио.

Первая супруга Сэна Донна умерла в 2000 году. От брака с ней Фриберг нажил двоих детей: Донну Джин и Донавана.

В 2001 году Фриберг женился на Бетти Хантер.

Умер Стэнли 7 апреля 2015 года.

Мультипликационная карьера

Первой ролью Стэна Фреберга в 1943 году стало подражание на радиопостановке Клиффи Стоуна.

Сразу после окончания школы в 1944 году Стэн приехал в Голливуд и в «Агентстве талантов» его после прослушивания взяли на работу в Warner Brothers в качестве актера озвучивания.

Первой его работой было озвучивание персонажа в мультфильме «За что?», который был записан, но так никогда и не снят.

В дальнейшем он озвучивал персонажей мультфильмов «Грубый писк», «Великий старый Наг», «Суслики Гуфи» и One Meat Brawl. В паре с Мелом Бланком озвучивал парных персонажей: мышей Хьюби и Берти, бульдога Спайка и терьера Честера.


После того как Кент Роджерс, озвучивавший младшего медведя в мультфильме «Кролики и три медведя», был убит в ходе Второй мировой войны, его работу заканчивал Стэн Фриберг.

В 50-х годах Стэн озвучил многих персонажей в анимационных фильмах «Тупая собака» (1950), «Фокси» и Rabbits Kin (оба 1952 года), «Три маленьких превентора» (1957).

В студии «Уолт Дисней Продакшнс» Фреберг озвучивал персонажей мультфильмов «Леди и бродяга» (1955), «Голубое купе», «Ламберт», «Овечий лев».

Озвучивание оранжевого кота в короткометражном мультфильме «Мышь и сад» (1960) принесло Стэну первую премию Оскара.

Последней ролью Фриберга стало озвучивание Кейджа Койота в короткометражном мультфильме Little Go Beep (2000).

Художественные фильмы

Фриберг вместе с Ритмаром и Доусом Баттлерами спел песню «Осторожно, Джабберворк» для диснеевского фильма «Алиса в стране чудес». Песня так и не была включена в фильм, но ее запись вышла в 2004 и 2010 году на DVD-дисках с этим фильмом.

В качестве киноактера Фриберг дебютировал в комедии Callaway went Thataway (1951) – сатирической пародии на американских кинозвезд.

В 1953 году снимается в роли рыдающего певца Билли Вебера в картине «Джеральдин».

В 1963 году озвучил голос диспетчера – заместителя шерифа в фильме «Этот безумный, безумный, безумный мир».

В 70-х годах прослушивался для озвучивания голоса робота С-3РО к фильму Джорджа Лукаса «Звездные войны» (1977), но вместо Фреберга был выбран актер пантомимы Энтони Дэниелс.

Карьера на Capitol Records

в 1951 году Фриберг начал записывать сатирические записи для Capitol Records. Первой его работой была «Джон и Марша» - пародия на мыльную оперу. Оба главных персонажа были озвучены Фрибергом. Многие радиостанции впоследствии отказывались транслировать пародию, полагая, что она представляет собой настоящий романтический разговор между двумя реальными людьми.

В 1954 году Стэн сыграл «Гитариста из педальной стали» - пародию на кантри-хит Ferlin Husky.

В 1955 году Фреберг записал «Ночь перед Рождеством», впоследствии ставшую культовой классикой.


В компании с Доусом Батлером и Джуни Форей в 1951 году Фриберг создал пародию «Святой Георгий и дракончик», которая впоследствии стала хитом номер один 1953 года, продана тиражом более миллиона экземпляров и получила золотой диск.

Следующим хитом Фриберга стала пародия на «Крик» Джонни Рэя в 1952 году, в которой Стэн пародировал вокальный стиль Рэя. Джонни Рэй был в ярости на Фриберга до тех пор, пока успех пародии не стал помогать продажам других альбомов Рэя.

Также Фриберг выпускает пародии «Я попал под кожу» (1951) и пародию «Sh-Boom» (1954) на песню The Chords, пародию на песню «C`est si bon» (1955), «Желтую розу Техаса» (1955) и «Великий претендент» (1956).

В 1956 году Фриберг спародировал Элвиса Пресли в клипе «Heartbreak Hotel».

В том же 1956 году написал книгу-пародию на «Поиск Брайди Мерфи» - книгу о гипнотической регрессии в прошлую жизнь и о сеансах LP-гипноза.

В 1957 году Фреберг высмеял популярную запись «Песни банановой лодки» Гарри Белафонте.

Музыкальные пародии Фриберга, сделанные в соавторстве и Билли Мэем на студии Capitol Records завоевали популярность по всей Америке с 1957 года.

Очень популярна была насмешка-шоу на Лоуренса Уэлка, в которой Фриберг тщательно скопировал живой эфирный стиль Уэлка, тщательно добавляя в его игру ложные ноты и неудачные реплики.

Много внимания уделял Фриберг политической сатире: высмеивал отношения между США и Советским Союзом, высмеивал маккартизм и сенатора Джозефа Маккарти. Юридический отдел Капитолия очень нервничал после выхода каждой политической сатиры Фриберга и часто вызывал его на беседы.

Противостояние между Фрибергом и Капитолием привело к снижению градуса сатиры в работах Стэнли. Но до этого, в 50-х годах, Капитолий дважды запрещал выпуск пародий Фриберга «Правильно, Артур» и «Годфри». Юридический отдел Капитолия также заблокировал выход скетчей «Большая часть города» и «Городской тост».


Пародия «Green Chri$tma$» 1958 года высмеяла чрезмерную коммерциализацию праздника Рождества, напоминая обществу, что этот праздник, в первую очередь, - день рождения Иисуса Христа. Сатира каждый раз заканчивалась исполнением рождественской песни, в которой вместо колокольчиков звучали звуки кассовых аппаратов.

В 1958 году к 100-летию штата Орегон Фриберг снял мюзикл «Орегон! Орегон! Столетняя басня в трех актах», который был записан на 12-дюймовом виниловом альбоме. В 2008 году Фриберг вместе с группой Pink Martini выпустил обновленную версию мюзикла, приуроченную к 150-летию штата Орегон.

В 1960 году, в свете скандала с Payola, Фриберг делает сингл The Old Payola Blues, в котором рассказывает о том, как коррумпированный промоутер студии звукозаписи ищет подростка, который не умеет петь. В итоге он находит молодого человека по имени Клайд Энкл и делает 6-секундную запись под названием «High School ooo-ooo» и пытается сделать из этого полноценную песню, подкупая диск-жокея на джазовой станции. В конце у них получается композиция в стиле Биг-Бэнда, предвещающая конец рок-н-ролла и возрождение джаза и свинга.

В 1961 году Фриберг выпускает «Соединенные Штаты Америки. Том Первый. Первые годы» - оригинальный музыкальный альбом, объединяющий диалог и песню в формате музыкального театра и пародирующий историю США от 1492 года до окончания Войны за независимость 1783 года.

Впоследствии в 2019 году этот музыкальный альбом был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре записей как значимый в культурном, эстетическом и историческом значении.

Выпуск «Второго тома истории Соединенных Штатов Америки» планировалось приурочить к 200-летию США в 1976 году, но на самом деле он вышел только в 1996 году.

Пародии Фриберга показывают его любовь к джазу, хотя образы джазовых музыкантов представляются стереотипными изображениями битников. Джаз всегда изображался как стиль, предпочтительный перед поп-музыкой, а особенно перед рок-н-роллом.

Карьера на радио

В 50-х годах Фриберг стал вести собственную программу «Шоу Стэна Фриберга» на радио CBS.

Несмотря на хорошие постановки, шоу не могло привлечь спонсоров после того, как Фриберг отказался от спонсорской помощи табачных компаний и начал издеваться над рекламой, выпуская пародийные рекламные ролики «Puffed Grass», «Еда» и Ajax Cleaner.

В 60-х годах шоу «Река старика» предвосхитило движение политкорректности, которое стало популярным на многие десятилетия. В этом шоу главный герой Мистер Твидли постоянно прерывает Фриберга громким зуммером, когда он пытается спеть песенку «Река старика». Сначала Мистер Твидли возражает против слова «Старый» в тексте песни, потом – против других «неполиткорректных» слов в тексте песни. В итоге, постоянное прерывание приводит к полной остановке песни после 15-ти неудачных попыток ее исполнить.


В 1966 году в постановке «Пэт» спародировал Рональда Рейгана и его идею баллотироваться на пост президента США, высмеял платное радио – аналог платного телевидения (прозвище кабельного ТВ в то время). В этой же постановке он вручил доктору Эдварду Теллеру премию «Отец года» за создание водородной бомбы с фразой «Используйте ее на здоровье!».

Впоследствии в 2000-х годах Фриберг вернулся на радио и выпустил несколько радиопостановок «Сумеречной зоны».

Карьера на телевидении

С 1949 года Фриберг вместе с Батлером были кукловодами и голосами кукол в кукольном сериале Боба Клампетта «Время для Бини». Этот сериал удостоился трех премий «Эмми» в 1950-м, 1951-м и 1953-м годах и получил значительное признание как новаторское детское телешоу. Согласно легенде, сам Альберт Эйнштейн был поклонником этого сериала и однажды даже прервал конференцию на высоком уровне ради просмотра очередной серии «Бини».

Фрибрег выступал в качестве гостя на шоу Эда Салливана, на шоу Чоу Мэйн «Сас Чау-короля», на «Салюте китайскому Новому году» на других ток-шоу и телевизионных варьете.

Рекламное творчество

Фриберг успешно проявлял сатиру в области рекламы. Этим самым он произвел революцию в рекламной отрасли. Впоследствии известные рекламные агентства добавляли юмор в свои ролики, подражая Фрибергу.

Список известных рекламных роликов Фриберга включает в себя:

  1. Рекламу Баттернат-кофе – девятиминутный мюзикл «Омаха!», который стал популярным в качестве музыкального произведения в городе Омахе.
  2. Рекламу томатной пасты Contadina: «Кто положил восемь больших помидоров в эту маленькую баночку?».
  3. Рекламу пиццы Джено – пародию на рекламу сигарет. Впоследствии этот ролик был признан самым блестяще задуманным и исполненным роликом своего времени, который также стал первой рекламой, получившей спонтанные аплодисменты от аудитории.
  4. Рекламу пиццы Джено в качестве пародии на полоскатели для рта Scope.
  5. Рекламу чернослива без косточек как пищи будущего, снятой в футуристической обстановке по мотивам фантастики Рея Бредбери. После этого ролика продажи чернослива выросли за год на 400%.
  6. Рекламный ролик солнцезащитного крема SunSweet со знаменитой фразой «Сегодня морщины, завтра – ямы. Солнце идет!».
  7. Рекламу американских супов Хайнца. В ролике домохозяка превратила свою кухню в гигантскую студию, в которой она готовит, танцует и поет. Ролик был снят в 1970 году и на тот момент считася самым дорогостоящим рекламным роликом.
  8. Рекламу косилок Якобсена, в которой косилки Якобсена оказываются быстрее, чем овцы, жующие траву на лужайке.
  9. Рекламу Британской энциклопедии, в которой снялся сын Фриберга Донаван.
  10. Рекламу китайской еды Chun King, в которой показывают 9 китайских врачей и одного врача-европейца с надписью «Девять из десяти врачей рекомендуют Chun King от Chou Mein!».
  11. Рекламу пищевой фольги Kaiser Aluminium.
  12. Рекламу соуса «Принц Спагетти».

Фриберг приобрел широкую популярность в Австралии, которую он посещал много раз в качестве исполнителя концертов.В 1962 году по заказу Sunshine Powdered Milk написал и озвучил анимационный рекламный ролик, который впоследствии получил премию «Логи» в Сиднее как самый популярный рекламный ролик 1962 года.

Все перечисленные рекламные ролики считаются классикой. Несмотря на то, что Боб и Рей первыми стали выпускать клмические рекламные объявления, Стэн Фриберг все же считается первым человеком, внесшим юмор в телевизионную рекламу.

Смешные и запоминающиеся рекламные кампании Фриберга составили конкуренцию тщательно продуманным классическим рекламным компаниям. Джено Получчи, владелец Chun King в благодарность за рекламные ролики, прокатил Фриьерга в рикше на голливудском бульваре, впрягшись в повозку лично.

За свои ролики Фриберг получил 21 премию Clio.

Поздние работы Фриберга

В 70-х и 80-х годах фриберг часто выступал в качестве приглашенного гостя на различных мероприятиях.

В своей автобиографии, написанной в эти годы, Фриберг рассказывает о своей жизни, о ранней карьере, о встречах с такими известными людьми, как Милтон Берл, Фрэнк Синатра и Эд Салливан.

В 90-х Стэн выпускал короткие радиопостановки на АМ-радио KNX, исполнил песню «Вдохновение вождя» на пародии на инаугурацию Билла Клинтона. Неоднократно снимался в «Гарфильд-шоу» и в «Гарфильд и его друзья».

В 1995 году Фриберг был увековечен в Зале славы Национального радио своими постановками «Соединенные Штаты Америки. Том Первый. Первые годы» и «Второй том истории Соединенных Штатов Америки». В качестве третьего тома (который никогда не создавался) были записаны некоторые части, не вошедшие в первый и второй тома.

Фриберг играл персонажа JB Toppersmith и марионетку Papa Boolie в шоу Янковича The weird Al Show. На многотомных DVD-дисках «Золотой коллекции Looney Tunes» является одним из комментаторов.

В фильме «Стюарт Литтл» озвучил диктора гонки на лодках, а в 2008 году снялся в роли Шерлока Холмса в радиопостановке «Приключения доктора Флойда».

С 2008 года Фриберг озвучил множество персонажей на радио и на шоу Гарфильда.

Последней ролью Фриберга стало озвучивание закадрового голоса в эпизоде 2014 года «Восстание грызунов».

Смерть

Стэнли Фриберг умер 7 апреля 2015 года в медицинском центре UCLA в Санта-Монике (Калифорния) от пневмонии.