Биография

Андрей Василенко – уроженец Екатеринославской губернии, где он появился на свет осенью 1891 года в небольшом селе под названием Беленькое. Многодетная крестьянская семья жила небогато, но старалась дать своим детям образование и стремление к лучшей жизни. Окончив образование в сельской школе, в 1904 году Андрей поступил в механико-техническое училище города Александровск.

В то время не было предусмотрено никаких училищ для студентов, а оплата за обучение была довольно серьезной. Василенко приходилось подрабатывать на различных предприятиях и снимать частные квартиры, много работать, не имея никакой личной жизни. Сдав экзамены на техника-механика, Андрей получил возможность продолжить обучение в Киевском политехническом институте.

Там же он, вместе с другими студентами, занимался уже научным творчеством. В годы первой мировой войны друзья разработали проекты деревообрабатывающих цехов, основали несколько крупных мастерских по ремонту сельхозтехники, а в 1917 году по заданию нового правительства, Василенко основал на базе этих самых мастерских завод сельхозмашин и стал его руководителем.


Карьера

Молодая страна Советов с огромным трудом поднималась после разрухи. НЭП позволил развивать сельское хозяйство, а для этого была необходима серьезная техническая база и реконструкция старых предприятий. Наркомат тяжелой промышленности искал инженеров энтузиастов, готовых взяться за масштабный и сложный проект, и именно Василенко стал центральной фигурой государственного проекта.


Местом испытаний был выбран завод в Запорожье, где до революции выпускали плуги, которым раньше владел Абраам Кооп. Завод входил в состав предприятий Главсельмаша, и именно на нем началось создание нового комбайна, получившего название «Коммунар», причем за основу были взяты лучшие образцы американской техники, поставленной молодым Советам в качестве помощи.

В сентябре 1929 года был выпущен первый советский комбайн «Коммунар К-4-6», техника, которая позволила полностью восстановить сельское хозяйство, отказаться от экспорта продовольствия и продемонстрировать всему миру передовые достижения советского машиностроения.


В тридцатых годах под руководством Василенко были созданы и другие сельскохозяйственные машины, в частности свеклоуборочные агрегаты. Стартовав на днепровском берегу, передовое комбайностроение перенималось по всему Советскому Союзу, и уже в 1958 году завод «Коммунар» был перепрофилирован для производства малолитражных автомобилей. Так родился легендарный «Запорожец».

Вплоть до Второй мировой войны Василенко занимался разработкой все более эффективных машин для сельского хозяйства, получил ученую степень, руководил разработкой передовых технологий для аграрной деятельности, самостоятельно создал новую систему обработки почвы и зерна.

Во время Великой Отечественной Войны знаменитый ученый-технолог жил в эвакуации в Алма-Ате, осуществлял руководство и модернизацию сельского хозяйства республики. В 1944 году создал на базе АН УССР «Лабораторию сельскохозяйственной механики».


Смерть и наследие

После войны занимался наукой и преподавал в сельскохозяйственных институтах: Алма-атинском, Киевском, Харьковском и других, подготовив несколько десятков великолепных ученых. Вплоть до своей смерти в 1963 году Василенко занимался научной деятельностью и создал немало принципиально новых разработок в области сельского хозяйства.

На его счету более 150-ти научных работ, за которые Андрей Аверьянович получил Сталинскую премию, орден Трудового Красного Знамени, множество медалей и почетных грамот. Ученый похоронен в Киеве. В доме, где работал Василенко, установлена мемориальная доска.