Жизнь Жанны Самари была прочно связана с театральной средой. Её ближайшие родственники, а также дети один за другим неизменно становились актерами и актрисами. Жанна за свою недолгую карьеру успела сыграть во многих комедийных ролях. И если бы не преждевременная смерть,  смогла бы добиться гораздо большего на сцене.

Театральная династия

Жанна появилась на свет 4 марта 1857 года в небольшой французской коммуне Нёйи-сюр-Сен. Практически каждый её родственник был связан с театром. В 30-х годах девятнадцатого века Огюстина Сюзанна Брохан, бабушка Жанны, считалась популярной актрисой. Особенно Огюстине удавались комедийные роли, за которые ей не раз вручали призы. Большого успеха на театральном поприще Огюстина добилась, вступив в труппу известного французского театра «Комеди Франсез». Впоследствии дочери Огюстины – Мадлен и Жозефины – продолжили семейную традицию, став актрисами этого же театра.


Мадлен, мать Жанны, была известна современникам своими ролями в многочисленных водевилях. Её избранником стал виолончелист Луи-Жак Самари. Вместе супруги воспитали четверых детей, которые пошли по стопам родителей, связав свою жизнь с театром и музыкой.

Театральная карьера Жанны Самари

Жанна Самари также продолжила театральную династию, поступив в 14 лет в Национальную Академию. Изучая сценическое искусство, девушка быстро освоилась в театральной среде и успешно исполняла роли в комедийных пьесах. За одну из таких ролей ей присудили специальный приз.

Первый серьёзный дебют Жанны на театральной сцене состоялся в театре «Комеди Франсез». Ей предстояло перевоплотиться в служанку Дорину из комедии Мольера «Тартюф». После этого местные газеты охарактеризовали её как «пухленькую, розовощекую, веселенькую» девушку. За всю свою жизнь Жанне пришлось сыграть еще множество подобных ролей – хитрых, ловких и кокетливых служанок. Она принимала участие в пьесах Гюго, Бурсо, Мольера и других авторов.

В 1879 году двадцатидвухлетнюю Жанну представили театру постоянным членом труппы, что являлось большим достижением для любого актера.

Портреты Жанны Самари

Знаменитый художник Огюст Ренуар познакомился с молоденькой актрисой на литературно-художественном вечере, где Жанна читала стихотворения. Молодые люди общались на протяжении двух с половиной лет. За это время живописец успел написать три портрета Жанны, причем все они из них кардинально отличается друг от друга.

На первой картине Жанна представлена довольно буднично: темная одежда, белый воротничок, большой красный бант. Ренуар остался недоволен своей работой и через месяц начал писать новый портрет, который до сих пор считается наиболее удачным из всех. Первая же работа художника в настоящее время находится в театре «Комеди Франсез».


На втором портрете Жанна изображена в зелено-голубом платье на розовом фоне. Девушка подбородком опирается на левую руку, а рыжие волосы слегка растрепались. Актриса здесь одновременно задумчивая и улыбающаяся, в целом же портрет несёт ощущение безмятежности и необычайной свежести. Чтобы правильно разглядеть картину импрессиониста, нужно встать на определенном от неё расстоянии, только тогда можно получить верное восприятие. Во Франции эту картину называли так – «La Reverie». К этому слову сложно подобрать подходящий русский синоним. Это одно временно размышление и грезы.


На третьем портрета Жанна Самари изображена на фоне театрального интерьера в полный рост. Здесь молодая и кокетливая девушка облачена в дорогое платье с глубоким декольте и красивым шлейфом. Тонкая талия обхвачена золотым поясом. Этот портрет можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.


Замужество и семья

В 1880 году Жанна стала счастливой женой респектабельного парижского аристократа и финансиста Поля Лагарда. Впервые увидев девушку на театральной сцене, молодой человек понял, что нашел свою возлюбленную. К сожалению, родители Поля выбор сына не оценили и даже сделали попытку анулировать брак, начав судебную тяжбу. Несмотря на это семейная жизнь Жанны и Поля сложилась счастливо.

Последнее десятилетие и смерть

Последние десять лет жизни Жанны Самари сопровождались рождением двух дочерей. Повзрослев, они пошли по стопам матери, сделав карьеру вполне успешных и талантливых актрис. Вот только увидеть своих дочерей на сцене Жанна не успела.

В 1890 году Поль Лагард вместе с девочками отдыхал в небольшом местечке Трувиль. Жанна отправилась проведать близких, однако по приезду почувствовала себя плохо. Обратившись к врачу, молодая женщина узнала, что заболела тифом. Жанна немедленно вернулась в Париж, чтобы поправить здоровье, но вылечиться не удалось – 18 сентября её не стало. Около двух тысяч друзей и поклонников пришли на отпевание в церковь святого Роха попрощаться с любимой актрисой.

После её смерти Поль Лагард прожил еще тринадцать лет. Его утешением в самые тяжелые минуты часто становился второй портрет Ренуара, висевший в семейном гнезде Поля и Жанны. После смерти Лагарда имущество семьи было выставлено на продажу. Знаменитое творение Ренуара заинтересовало русского купца Ивана Морозова. Так картина французского импрессиониста оказалось в России.