Стартовые условия

Формально получить профессию «артист балета» очень просто. Механизм отбора специалистов действует по стандартной схеме. Достаточно поступить и пройти курс обучения в профильном училище. Однако в данном случае очень важны детали и нюансы, с которыми приходится считаться. Девочка, которую приводит на экзамены мама, должна обладать вполне конкретными физическими данными. Специалисты в первую очередь оценивают рост, костяк, генетическую предрасположенность. Будущая звезда советского балета Марина Константиновна Леонова появилась на свет 18 февраля 1949 года в обычной советской семье.

Родители проживали в Москве. Отец работал инженером в строительном тресте. Мать преподавала сольфеджио в музыкальном училище. В свое время она серьезно занималась танцами и даже окончила хореографическое училище, однако травма колена поставила крест на дальнейшей карьере. Марина росла собранной и умненькой девочкой. С раннего возраста она любила подвижные игры. Легко научилась обращаться со скакалкой. Даже посторонние люди отмечали у нее хорошую координацию движений. Когда Леоновой исполнилось семь лет, она пошла в обычную, общеобразовательную школу. Одновременно с этим мама записала ее в хореографическую секцию при Доме Пионеров. 


Следует отметить, что занятия хореографией совершенно не мешали Марине вести полноценную жизнь в школе. Училась она не плохо. Любимыми предметами у будущей звезды балета были история и литература. Девочка успевала петь в школьном хоре и выступать в смотрах художественной самодеятельности. Будучи ученицей старших классов Леонова занималась с малышами разучиванием народных и современных танцев. Когда подошла пора выбирать профессию, у девушки уже имелся свой взгляд на будущее. Она твердо решила стать актрисой балета.  

Получив аттестат зрелости, Леонова поступила в Московскую государственную академию хореографии. Учебный процесс в академии поставлен давно. За основу программы взяты лучшие образцы зарубежного и отечественного балета. Глядя со стороны даже наблюдательные зрители не всегда замечают изменения, которые происходят на сцене. При всем при этом в танце появляются новые элементы, ритмы и паузы. Обновляются методические материалы. В природе, а тем более в искусстве нет ничего навсегда застывшего или окаменевшего. В 1969 году дипломированная балерина поступила на службу в Большой театр.


Труды и дни   

Главная сцена страны требовала соответствующей подготовки на репетициях и полной самоотдачи во время спектакля. Здесь в прошлом блистали знаменитые актеры, на которых всегда равняются современники. Но завтрашний день обещан не каждому. Леонова, как начинающая танцовщица, волновалась перед выходом на сцену. Казалось бы, нет ни каких объективных оснований сомневаться в своих способностях. Внутреннее волнение и скованность ушли после того, как солистке начали доверять главные роли в спектаклях. И еще одно обстоятельство – Марина ни кому не завидовала.  

Ровно двадцать лет Леонова отдала сцене Большого театра. Танцовщицу задействовали во всех репертуарных спектаклях. Достаточно отметить роль хозяйки медной горы в «Легенде о Каменном цветке». Повелительницы дриад в пьесе «Дон Кихот». Нимфы в балете «Вальпургиева ночь». О ее творчестве регулярно появлялись статьи в тематических изданиях. На вопрос о том, как ей удается держать себя в форме, она отвечала, что умеет управлять своими желаниями. И не просто управлять, а направлять ежедневные дела в определенное русло.  


На педагогическом поприще

В 1989 году Марина Константиновна завершила сценическую карьеру, и перешла на преподавательскую работу в родную академию хореографии. Несколько лет она преподавала основы классического танца. Параллельно с этим проходила курс обучения на педагогическом отделении ГИТИСа. Не сказать, чтобы она была строгой преподавательницей. Но студенты старались не пропускать занятий. Показатели успеваемости в группе у Леоновой были всегда выше среднестатистических оценок по академии. В 1994 году ей присвоили звание доцента, а еще через пять лет она стала профессором.

В 2001 году Марину Леонову назначили ректором академии. Доверенный пост она занимает и в текущий момент. За истекший период проделана огромная работа по совершенствованию программы подготовки актеров и повышению качества образования. Обновлена материально-техническая база учебного заведения. В 2008 году Леонова защитила диссертацию на научное звание кандидат искусствоведения. Она регулярно публикует статьи в научных журналах. Принимает активное участие в разработке учебных программ.  


Награды и личная жизнь

О своей личной жизни Леонова рассказывает скупо. Она проживает в законном браке. Муж и жена вырастили дочь, которая тоже актриса. Подрастает внучка, о профессиональной ориентации которой точной информации нет. Доподлинно известно, что внучка обожает бабушку.  

Марине Константиновне присвоено звание Народной артистки России. За большой вклад в развитие науки и искусства она награждена двумя орденами «За заслуги перед Отечеством». Леонова избрана членом Общественного совета при министерстве культуры Российской Федерации.