В Испании появилось на свет немало знаменитых деятелей искусства. В музыкальной сфере особенно ярко выделяется виолончелист, выдающийся мастер прошлого столетия, Пау (Пабло) Касалс (Казальс). Полное имя прославленного деятеля – Пау Карлес Сальвадор Казальс-и-Дефильо.

Начало пути к вершине

В историю виолончельного искусства творчеством Казальса вписана целая эпоха. Виртуозом оказано воздействие на другие области исполнительства. Так, музыкант стал примером для скрипачей и пианистов.

Биография знаменитого маэстро началась в 1876 году. Ребенок появился 29 декабря в Вендрелле семье органиста. Отец стал первым учителем музыки для сына. С пяти лет мальчик пел в церковном хоре. Играть он начала в скрипке и рояле. В семь Пабло мог сыграть пьесы любой сложности. Восьмилетний ребенок выступил в местном концерте. Вскоре малыш научился играть на органе и замещал отца на время болезни.

Глава семейства полагал, что музыка не сможет обеспечить существование. Потому он настаивал, чтобы сын получил ремесло.  Помогла мать. Вместе с ней подросток отправился в Барселону, где поступил в музыкальное училище в виолончельный класс. Кроме игры на инструменте обучался мальчик контрапункту и гармонии у Родереды.


Юный музыкант неустанно совершенствовал исполнительскую технику. Стремлением Пабло стало освобождение от сковывающих виртуоза условностей. Он добился гибкости правой руки, облегчения движений смычка, совершенствовал аппликатуру, движения пальцев левой руки, их положение. Основывался музыкант на естественности и простоте. Подрабатывал мальчик в кафе игрой в струнном трио.

Признание

Проучился в школе Пабло три года. В барселонском «Театре Новинок» состоялся дебют виолончелиста. В 1895 произошел переезд в Мадрид. Наставником юноши стали Томас Брентон и Хесус де Монастерио. Общим образованием Пабло занялся граф де Морфи. По настоянию мецената Казальс каждый день ходил в музей «Прадо» для расширения кругозора. Трудился виолончелист а театральном оркестре «Фоли Мариньи» на протяжении двух и половиной лет. В Барселоне музыканту предложили преподавать в музыкальном училище.

В это время состоялись первые турне по Испании в струнном квартете. В 1898 В Мадриде Казальса пригласила во дворец королева.  После концерта музыканту вручили виолончель работы Гальяно. На следующий год Пабло отправился в Париж к знаменитому дирижеру Шарлю Ламуре. 12 ноября прошел французский дебют, а через два года стартовали концертные турне.

С 1905 до 1913 каждый год музыкант ездил в Россию для выступлений в концертах Зилоти. Первые выступление прошло в ноябре. Неизвестный российской публике музыкант настолько потряс искушенных меломанов, что после завершения его концерта начались овации.

Зилоти познакомил Касалса со многими знаменитыми российскими композиторами. В 1905 было создано известное впоследствии трио Казальс-Тибо-Корто.


Во время первой мировой музыкант оставался в Париже. В 1920 он перебрался в Барселону, основал собственный симфонический оркестр, с которым выступал как дирижер. Выступать с ним приезжали знаменитейшие исполнители мира.

Новые свершения

После падения испанской республики Пабло оставил страну. Он переехал на юг Франции в Прад. Концертов очень долго виолончелист не давал.  Лишь после победы над фашизмом возобновилась концертная деятельность виртуоза. Однако вскоре снова настало молчание. Тогда в Прад направились сами коллеги исполнителя. Организованные ими музыкальные встречи стали традиционными.

Свое молчание виолончелист нарушил 24 октября 1958. Он участвовал в Международном конгрессе, посвященном Дню Объединенных Наций. В ноябре 1961 было выступление в Белом доме президента США Кеннеди. Оба концерта вызваны беспокойством за мир.

Обустройством личной жизни великий деятель не занимался: он полностью посвятил себя музыке. Однако в весьма солидном возрасте обрел семью. Его женой стала юная виолончелистка Марта, уроженка Пуэрто-Рико. Она выиграла стипендию на обучение во Франции у великого маэстро. Между талантливыми музыкантами начался роман. После майско-декабрьского романа состоялась официальная церемония, сделавшая официально талантливых исполнителей мужем и женой. Несмотря на разницу в шесть десятков лет, в паре царила гармония. 


Музыкантом были созданы оратория «Ясли»,  «Гимн Организации Объединенных Наций», симфонические, хоровые, камерно-инструментальные произведения. В переложении для виолончели стал знаменитой народная каталонская «Песня птиц».

Подведение итогов

Каждое утро виолончелист в течение нескольких часов занимался. «Утренняя рутина» своей сложностью была способна утомить и более молодых виртуозов.

Весьма популярными стали курсы мастерства Казальса. Он проводил классы в Сиене, Церматте, а также США, Японии. Для совершенствования техники и за консультациями к великому виртуозу приезжали виолончелисты из многих стран.

Дольше всех занимался у маэстро Гаспар Кассадо, его соотечественник. Музыканта поражало умение наставника изучать характер музыки. Это и называл ученик секретом непревзойденности мастерства. Никогда одно и то же произведение в интерпретации мастера одинаково не звучало. Всегда маэстро на сцене импровизировал.


Из жизни великий деятель и исполнитель ушел в 1973 году, 22 октября. На его вековой юбилей на горе Монсеррат была установлена статуя.