Своей любимой исполнительницей Валентину Павловну Ковель называл знаменитый театральный режиссер Товстоногов. Актриса никогда не стеснялась казаться смешной. Она до последних дней стремилась сохранять оптимизм и жизнелюбие.

Начало пути к вершине

Биография будущей актрисы началась в 1923 году. Родилась девочка в Петрограде 23 января в семье начальника Мурманского управления Главсевморпути.

Ребенок обожал спорт. Валя занималась баскетболом и мечтала о профессиональной карьере. После школы образование Ковель планировала получать в институте имени Лесгафта. Однако директор школы порекомендовал талантливой девушке театральную карьеру. Валентина решила попробовать, и в 1941 стала студенткой мастерской известного актера Леонида Макарьева.

Начало обучения совпало с началом войны и блокадой города. Валя трудилась в госпитале, успевая петь и танцевать для раненых. Эвакуировали студентов и преподавателей зимой 1942. Все тяготы военного времени Ковель делила с подругой Диной Шварц. Вместе девушки начали работу в БДТ спустя годы.  Даже в страшное время Ковель старалась не терять оптимизма, надеясь, что вскоре все ужасы закончатся.

В 1945 выпускницу пригласили в труппу Театра имени Пушкина (современного Александринского театра). Дебютировала на сцене начинающая лицедейка в роли Зойки Толоконцевой в «Годах странствий».


Семья и карьера

Зрители надолго запомнили небольшую роль благодаря талантливой игре Ковель и умелому копированию молодой исполнительницей поведения «бывалых бойцов». Критики благосклонно отнеслись в первой работе артистки. Отзывы она получила хвалебные.

Первым супругом исполнительницы был артист Игорь Домбек. В семье появился ребенок, дочь Екатерина.

К своим любимым ролям Ковель относила Поликсену в «Правда хорошо, а счастье лучше», Настю в «На дне», Марью Антоновну, дочку городничего, в «Ревизоре». К началу пятидесятых в Пушкинском театре состоялась встреча с будущим мужем, актером Вадимом Медведевым.

Вместе молодым людям не было скучно никогда. Связывали обоих не только любовь, но и настоящая дружба. Вт о, что пара официально стала мужем и женой, образовала семью, поначалу никто из знавших их не верил.

Вместе супруги начали работу в коллективе БДТ у Товстоногова. Режиссер учил Валентину профессии, внутренним моногам, умению наполненности сцен. К самым ценным умениям артистов он относил полнейшую. тишину в зале во время исполнения ими спектаклей. Валентина Павловна рассказывала, что ранее она полагала, что смех среди зрителей – удача для веселой пьесы, оказалось, что тишина гораздо важнее.


Привыкшей к типажному репертуару артистке довелось дебютировать у Товстоногова. Валентине Павловне поручили роль Лиды Беловой, служащей сберкассы, в постановке «Традиционный сбор». Эта и все последующие за ней работы разительно отличались от привычного амплуа. В них не было эксцентрично-комедийного начала, зато были душевность, неброскость. Игра персонажей требовала высочайшего умения.

Универсальная исполнительница

О Валентине говорили, что актриса не страшится показаться на сцене нелепой. Она умудрялась одинаково блистательно играть и скандалистку Брандахлыстову в оперном фарсе «Смерть Тарелкина» с Манефой в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», и переживающих непростые испытания Эстер в «Ценах» Миллера, Беатрис во «Влиянии гамма-лучей на бледно-желтые ноготки», Лизу в «Валентин и Валентина», Аню Хороших в пьесе «Прошлым летом в Чулимске».

Острохарактерная исполнительница предпочитала не простые комедии, а трагикомедийный жанр. Ее работы критика называла снайперски точными.

Одинаково хорошо артистке удавались и образ Веры Сергеевны Кузькиной, супруги спекулянта и алкоголика в «Энергичных людях», и кобылы Вязопурихи в «Истории лошади». Сам режиссер особенно выделял Ковель за ее смелость.

За яркость характера, честность, прямоту Валентина Павловна стала любимицей всей труппы. Актриса по отношению к себе и окружающим отличалась требовательностью, но была отзывчивой, всегда приходила на помощь.  Особенно отличали Ковель ее невероятный оптимизм и поразительное чувство юмора. Всегда она лучилась энергией, была гостеприимна.


По воспоминаниям друзей и коллег, во всем талантливая Ковель даже грибы умудрялась собирать гениально быстро. За время, когда окружающие успевали набрать несколько штук, у нее уже была половина корзины. Валентина Павловна славилась своими знаменитыми «девичниками Ковель». На них собирались актрисы со всех театров.  

Кино- и теледеятельность

В кино актриса снималась очень редко. Роли ей поручали второго плана. Однако благодаря мастерству все сыгранные на экране персонажи превращались в ярких и живых людей, а не в малозаметные тени на фоне главных героев.

Так, в знаменитом телесериале «Рожденная революцией» Ковель удивительно ярко изобразила сутенершу Нюрку. Вместе с ней в образе старого следователя Нила Колычева снялся ее супруг Вадим Медведев.

Чаще всего исполнительница принимала участие в телеспектаклях. Самой знаменитой ролью артистки стала сваха Кабато в легендарной постановке «Ханума».


Получение звания Народной артистки страны в 1988 ничуть не уменьшило привычной актрисе требовательности к себе. В новом сезоне 1997-1998 начались репетиции комедии «Кадриль». В ней исполнительница получила интересную роль. Однако в 1997 году, 15 ноября талантливой артистки не стало. О ней снят в 2008 документальный фильм «Насмешливое счастье Валентины Ковель».