Биография Надежды Елизаровны Пупко началась в Москве в 1945 году. Будущая поэтесса родилась 12 апреля. Ее отцом был выходец из старообрядческой забайкальской семьи Елизар Мальцев. Известность ему принесли написанные в советское время «колхозные» романы. По его произведениям в свое время снимали фильмы, писали пьесы, оперы.

Призвание

Творческие способности девочки проявились рано. Свои поэтические опыты девочка показала Анне Ахматовой. Поэтессу поразили неожиданно печальные и взрослые стихи пятнадцатилетней девушки. Ахматова отметила их зрелость. После одобрения маститого автора Надя признавалась, что теперь ей еще больше хочется писать. Также рано Надя стала печататься.

Известный поэт Семен Кирсанов сам отнес сочинение начинающего автора в столичный альманах-ежегодник «День поэзии». Пять стихотворений были опубликованы в популярном журнале «Юность». После яростных отзывов на произведения «новой шестнадцатилетней Ахматовой» известного русского переводчика и поэта Алексея Маркова публикации произведений Мальцевой прекратились на длительное время.

Произведения Надежды выходили в самиздате. Так, ее сборник «Скамейка и Арбат» получил известность в рукописном варианте. Первое и второе действия спектакля театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир», впервые показанного 2 апреля 1965, открывались стихотворениями Мальцевой.


Девушка вспомнила данный ей Ахматовой совет учить языки и принялась за латышский и литовский, переводила сочинения прибалтийских поэтов. В 1977 году поэтессу-переводчицу приняли в союз писателей СССР.

Семья и творчество

В личной жизни Надежды произошли перемены. Она стала женой литератора Цезаря Михайловича Голодного, переводчика ингушской и чеченской поэзии. Новым избранником поэтессы стал писатель-фантаст Евгений Витковский, известный как литературовед, переводчик, поэт. 

К печати писатель подготовил антологию поэзии русского зарубежья в четырех томах под заголовком «Мы жили тогда на планете другой». Им собраны в три тома сочинения Георгия Иванова, в два – Ивана Елагина, в один – Арсения Несмелова.

Выступал Витковский в качестве комментатора и составителя изданий Рембо, Бернса, Бодлера, Киплинга и других зарубежных авторов. Благодаря тому, что муж переписывался со многими поэтами-эмигрантами, сочинения Мальцевой попадали к ним. С девяностых сочинительницу начали снова печатать на родине.

В 1990 ее подборки появились в издании «Дружба народов», альманахе «День поэзии». В единственном увидевшем свет феминистическом альманахе «Преображение» также были стихи Надежды Елизаровны. Длительное время из-за проблем со здоровьем и лечением поэтесса не писала.


Признание

К середине девяностых сочинения Мальцевой постоянно печатали популярные издания Соединенных Штатов и России. Внушительная подборка стихов стала началом успешного возобновления публикаций. Ее предложил Евгений Евтушенко в антологии «Строфы века». Позднее в ежегоднике, издаваемом в Филадельфии под названием «Встречи» были напечатаны стихи Мальцевой.

Пять подборок творений поэтессы друг за другой появились в «Новом журнале» Нью-Йорка. Печатали автора альманах и журналы »Волга», «Побережье», «Новые берег». В новом столетии Мальцева стала их постоянным автором. В 2005 вышла в свет книга поэтессы под названием «Дым отечества». Она сразу привлекла к себе внимание известнейших поэтов и критиков.

Отзывы были и положительными и негативными. Первые произведения в ней датированы 1974, последние – 1984. Главными критериями для всех ценителей поэзии стало то, что называется «настоящими стихами». Произведения давали возможность окунуться, прочувствовать эпоху, когда были написаны. Ее поэзии необходимо неспешное прочтение и не менее внимательное прослушивание.

Стихи Мальцевой идут из души. Оттуда и их форма, и музыка, и даже цитаты. Почти параллельно с первой была начала новая книга, совершено не напоминающая предыдущую. Ее Мальцева назвала «Навязчивый мотив».


Книги

Свои произведения автор оттачивала до совершенства. Это был сборник, книга, а не отдельные стихи, скопившиеся за многие годы у поэтессы в столе. Отдельным сочинением воспринимается даже страница содержания. Сразу понятно, что все подчиненно авторскому замыслу, одно стихотворение ведет к другому. Пропуск – и ускользает нечто важное.

Книга выстроена по принципу хронологии, со своими структурой и логикой, дающими целостность. Читателю отрывается мир, который ждет освоения. Сборник настоян на музыке. В нем слышны мелодии вальса, фуги, колыбельной, фокстрота, песни, реквиема. Крайне разнообразен и словарь автора.

Она использует архаичные слова, понимание смысла которых требует обращения к словарю, и просторечие. Поэтесса виртуозно владеет языком, превращая его в орудие мастера. Все рифмы выверены, не выпирают, не режут глаз и слух.

Произведения книги можно сравнить с деревянным зодчеством, столетиями держащимся без крепления гвоздями из металла. Мир поэзии Надежды Елизаровны самостоятелен, он переливчато-многомерен. На происходящее она сумела взглянуть одновременно и снаружи, и изнутри. Это обуславливает высокую напряженность повествования.


За свое сочинение Мальцева удостоена премии «Серебряный век». С конца 2009 поэтесса входит в ПЕН-клуб.