В некоторых семьях ребенок еще не успел появиться на свет, как родители уже составили подробный план его жизни: в какой садик будет ходить, какие книги будет любить, чем будет увлекаться, в какой школе будет учиться, какой университет окончит, где будет работать, когда и с кем заключит брак и т.д.

Истоки таких наполеоновских планов на жизнь детей находятся в детстве самих родителей. Когда-то мама хотела стать балериной, покорять сердца зрителей своими «па» и выступать на лучших сценах мира. И папа когда-то мечтал стать великим футболистом, за которого бы боролись лучшие мировые сборные. Но что-то пошло не так, и эти мечты оказались нереализованными. Став родителями, эти люди пытаются воплотить свои нереализованные мечты через детей. 


Когда амбиции родителей мешают жить их детям? 

Всех родителей условно можно разделить на 3 категории:

  1. Родители, дающие ребенку полную свободу в выборе увлечений. У таких родителей дети занимаются только в тех кружках и секциях, которые им действительно нравятся. При этом родители не контролируют их посещение. Если ребенок решит перестать ходить в какой-либо кружок или секцию, они не будут настаивать на продолжении занятий. Полная свобода - это, конечно, хорошо. Но дети - это дети, им свойственно непостоянство. Они еще учатся самоконтролю и самодисциплине. Поэтому важно научить их преодолевать трудности, которые всегда будут, вне зависимости от рода деятельности. Например, можно договориться с ребенком, что каждую новую секцию или кружок он будет посещать не менее 6 месяцев. 
  2. Родители, старающиеся дать своему ребенку максимум возможностей для развития. Эти родители водят своих детей по всевозможным кружкам и секциям, полостью загружая ребенка, не оставляя ему ни минуты свободного времени. Ребенку жизненно необходимо играть, веселиться и иногда быть беззаботным. Были случаи, когда из-за чрезмерных нагрузок дети начинали заикаться, уходили в себя, а иногда испытывали проблемы с нервной системой. 
  3. Родители, проживающие через ребенка то, что не прожили сами. Эта категория взрослых даже не пытается учесть желания, стремления и склонности своих детей. Если мама хотела в детстве играть на скрипке, то ее ребенок обязательно должен это делать. Даже если у него нет слуха. Если папа не стал инженером, то его сын непременно должен. Даже если тот совсем не дружит с математикой и физикой.

Такие  родители, сами того не понимая, ограничивают развитие своих детей. Ребенок может добиться успеха в рисовании и стать успешным дизайнером, а вместо этого играет ненавистные гаммы. Сын мог бы стать успешным фотографом, а вместо этого учится на экономиста, при этом понимая, что ни дня по этой профессии работать не будет. 


Последствия родительского давления

Не все дети являются целеустремленными с самого рождения. Некоторым действительно нужен стартовый «толчок» и поддержка. Но при этом всегда необходимо прислушиваться к интересам и склонностям ребенка. 

Родители, оказывающие давление на ребенка, зачастую даже не задумываются о возможных негативных последствиях. Дошкольники, находящие длительное время под давлением, часто бывают плаксивыми, нервными, замкнутыми. У некоторых наблюдается энурез и заикание. 

Младшие школьники часто становятся апатичными, вялыми, много болеют и перестают интересоваться учебой. 

У детей подросткового возраста часто наблюдаются реакции протеста, когда ребенок пропускает кружки и школу, огрызается, бунтует. Некоторые подростки приобщаются к курению и  употреблению алкоголя и психологически активных веществ. 

Важно помнить о том, что дети - это не продолжение родителей, а самостоятельные личности. И задача родителей - помочь своему ребенку раскрыться и стать самим собой, а не своей более удачной копией.