Харриет Андерссон, шведская актриса театра и кино. Окончила частную актерскую школу. С 1953 — на сцене городского театра Мальме. В кино дебютировала в 1950 в фильме Ларса Эрика Челльгрена «Пока город спит». Встреча с Бергманом-режиссером принесла Андерсон широкую известность в первой же роли — в фильме «Лето с Моникой» (Sommaren Med Monika, 1952), без прикрас повествовавшем о зарождении любовного чувства между юношей и девушкой из социальных низов.

Биография

Дебютировала в кино в 1949. Познакомилась с Ингмаром Бергманом в городском театре Мальмё в начале 1950-х годов. В 1953 сыграла заглавную роль в его фильме Лето с Моникой. В дальнейшем снялась ещё в девяти его фильмах. В целом участвовала более чем в 90 лентах.


В театре исполняла роли в Гамлете Шекспира, Дон Жуане Мольера, Дикой утке Ибсена, Сонате призраков Стриндберга, Шесть персонажей в поисках автора Пиранделло, Замке Кафки и др.

Личная жизнь Харриет Андерссон

Первым мужем актрисы был друг её детства Бертил Вейфрид. Свадьба прошла без особого размаха, на ней присутствовали только самые близкие друзья и родные. Бертил души не чаял в тогда еще совсем молодой и малоизвестной актрисе. Вскоре у пары родилась дочка, которую назвали Петра. Казалось бы семейная жизнь была настоящей идиллией, однако, их счастливому браку было суждено продлится всего лишь пять лет. Амбициозная и своенравная Харриет не могла чувствовать себя до конца реализованной вместе с обычным школьным учителем Б. Вейфридом. Второй брак актрисы был гораздо более резонансным и широко освещался в СМИ. Избранником шведской актрисы стал знаменитый финский политик, кинорежиссёр и продюсер Йорн Доннер. Последний поспособствовал развитию начинающей карьеры Харриет. Однако и этот брак просуществовал всего несколько лет, после чего пара официально развелась.


Карьера

Противоречивая двойственность женской натуры — в фокусе актрисы и режиссера и в следующей их совместной работе «Вечер шутов» (1953), отмеченной пронзительной болью за униженных и оскорбленных. Совсем другим, жизнеутверждающим пафосом проникнут образ девушки из народа, служанки Петры в лирической комедии того же режиссера «Улыбки летней ночи» (Sommarnattens Leende, 1955).

Долгому сотрудничеству с Бергманом Андерсон (она сыграла в 10 его фильмах) обязана наивысшими свершениями своего творческого пути — драматургическим образом молодой женщины Карин, мучительно переживающей глубокое разобщение с мужем и отцом и постепенно утрачивающей рассудок в фильме «Как в зеркале» (Sasom I En Spegel, 1960). Убедительные позднейшие свидетельства плодотворности этого союза — эпизодическая роль служанки Юстины в семейной саге «Фанни и Александр» (Fanny Och Alexander, 1982), а также главная роль в телефильме И. Бергмана «Двое блаженных» (De Tva Saliga, 1985).

Актриса с успехом снималась и у других шведских режиссеров: Й. Дойнера в фильме «Воскресенье в сентябре» (A Sunday In September, 1963); «Любить» (Att Alska, 1964), В. Шемана в фильме «Линус» (Linus, 1979). Сыгранная ею роль в фильме С. Бьеркмана «Белая стена» была отмечена премией на Московском МКФ 1975.


Наиболее известные фильмы с участием Харриет Андерссон:

1950: Пока город спит/ Medan staden sover (Ларс-Эрик Чельгрен)
1951: Разведенный/ Frånskild (Густав Моландер по сценарию И.Бергмана)
1953:  Лето с Моникой/ Sommaren med Monika(И.Бергман)
1953: Вечер шутов/ Gycklarnas afton (И.Бергман)
1954: Урок любви/ En lektion i kärlek (И.Бергман)
1955: Женские сны/ Kvinnodröm (И.Бергман)
1955: Улыбки летней ночи/Sommarnattens leende (И.Бергман)
1956: Последняя пара, беги/ Sista paret ut (Альф Шёберг по сценарию И.Бергмана)
1957: Сюннёве Сульбаккен/ Synnöve Solbakken (Гуннар Хелльстрём по роману Бьёрнстьерне Бьёрнсона)
1961: Сквозь тусклое стекло / Såsom i en spegel (И.Бергман, номинация на премию БАФТА лучшей зарубежной актрисе)
1963: Воскресенье в сентябре/ En söndag i september (Йорн Доннер)
1964: Обо всех этих женщинах/ För att inte tala om alla dessa kvinnor (И.Бергман)
1964: Любить/ Att älska (Йорн Доннер, кубок Вольпи Венецианского МКФ за лучшую женскую роль)
1964: Любовные пары/ Älskande par (Май Сеттерлинг)
1965: Чего не сделаешь для друзей?/ För vänskaps skull (Ханс Абрамсон)
1965: Мост из лиан/ Lianbron (Свен Нюквист)
1965: Здесь начинается приключение/ Här börjar äventyret (Йорн Доннер)
1966: Смертельный роман / The Deadly Affair (Сидни Люмет)
1967: Стимуляция/ Stimulantia (Йорн Доннер)
1967: Люди встречаются, и нежная музыка наполняет сердца/ Människor möts och ljuv musik uppstår i hjärtat (Хеннинг Карлсен, премия Бодиль за лучшую женскую роль
1967: Tvärbalk (Йорн Доннер)
1968: Девушки/ Flickorna (Май Сеттерлинг)
1968: Битва за Рим / Kampf um Rom (Роберт Сиодмак)
1972: Шёпоты и крики/ Viskningar och rop (И.Бергман, Давид ди Донателло, премия Золотой жук за лучшую женскую роль)
1975: Белая стена/ Den vita väggen (Стиг Бьоркман, премия Московского МКФ за лучшую женскую роль)
1975: Monismanien 1995 (Кенне Фант)
1977: Snorvalpen (Вильгот Шёман)
1982: Фанни и Александр/ Fanny och Alexander (И.Бергман)
1986: Двое блаженных/ De Två saliga (И.Бергман, телевизионный)
1999: Happy End (Кристина Улофсон, номинация на премию Золотой жук за лучшую женскую роль)
2003: Догвиль/ Dogville (Ларс фон Триер)


Призы и награды

1964 - Кубок Вольпи МКФ в Венеции за лучшую женскую роль в фильме «Любить».