Паллеты – это специальные грузовые приспособления (поддоны), используемые для оптимизации ПРР (погрузо-разгрузочных работ). История появления паллет уходит своими корнями в начало 20 века, когда в качестве их прообраза выступали сбитые доски на двух балках снизу. В процессе совершенствования технических средств для погрузки видоизменялись и поддоны. Они приобрели современный вид в результате того, что под балками был установлен нижний ряд досок, создающий завершенность конструкции.

Особое распространение получили паллеты во времена Второй мировой войны в США, когда оптимизация ПРР приобрела исключительно важное значение. Технологическая модернизация грузовых работ с минимальным привлечением рабочей силы при использовании американских паллет вскоре распространилась и в Европу.

Какие бывают виды паллет

Конструктивно паллеты делятся на следующие виды:

- одноплощадочные поддоны представляют собой единый слой досок для перевозки и хранения груза;

- двухплощадочные паллеты соответственно имеют два слоя досок, что позволяет их использовать с обеих сторон.

Последние более функциональны, но имеют также и больший вес, что, в свою очередь, влияет и на общую массу транспортируемого груза.


По типу крепления двух (верхних и нижних) площадок между собой паллеты делятся на балочные и блочные. Первый тип поддонов в качестве ребра жесткости имеет продольную балку, которая значительно укрепляет конструкцию, но позволяет вилочному погрузчику делать захват только с двух сторон. Последние же более легкие и могут использоваться с четырех сторон для захвата, однако по прочности существенно уступают балочным паллетам, что сказывается непосредственно на сроке службы.

Также бывают одноразовые и многоразовые паллеты. Производство второго типа поддонов должно соответствовать ряду требований по возможности их чистки и по прочности конструкции.

Европаллеты и финпаллеты

Европа для грузоперевозок использует стандартные европаллеты, размеры которых регламентируются следующими нормативными актами: ISO3676, ISPM 15, ISO TK/22, UIC norms 435-2/ 435-4. Согласно требованиям указанных документов европаллеты имеют такие размеры: 800*1200*145 мм. На передней несущей ножке в овальном обрамлении наносится клеймо «EUR», которое подтверждает соответствие паллета данному стандарту качества. На других ножках нанесена маркировка, содержащая сведения о производителе, дате изготовления, сроке службы, наличии санобработки.

Два слоя досок европаллет подразумевают пять сверху (широкая – узкая – широкая – узкая – широкая) и три снизу (широкая – узкая – широкая). Кроме того, европаллеты отличаются обязательным наличием фасок по всем углам. Эта конструктивная особенность поддонов евро-стандарта обусловлена мерами по безопасности проведения ПРР.


Финские поддоны (финпаллеты) имеют размеры: 1000*1200**145 мм. На боковые передние ножки финпаллета наносится информация о наличии сертификата соответствия в виде клейма «FIN» в прямоугольнике. А на центральных ножках содержится информация о серии, производителе и дате изготовления.

Конструкция финпаллет имеет следующие особенности: верхняя площадка выполнена в виде семи чередующихся досок (широкая - две узкие – широкая – две узкие – широкая), а нижняя – из трех (узкая – широкая – узкая). На поддонах также имеются угловые фаски.

Другие типы паллет

В международных перевозках, как правило, используются многоразовые паллеты, которые имеют стандартные размеры 800*1200 мм или 1000*1200 мм, аналогичные европаллетам и финпаллетам. При этом высота поддонов также должна быть 145 мм. Отличие таких поддонов от одноразовых заключается именно в толщине верхнего настила из досок, толщина которых не должна быть менее 22 мм. Несмотря на то, что эти паллеты подлежат обязательной сертификации, фирменное клеймо на них отсутствует.


Евробоксы также относятся к паллетам, используемым в стандартных международных грузоперевозках. Они представляют собой клети, полностью выполненные из металла, основание которых по форме напоминает европаллеты. Размеры евробокса: 800*1200*800 мм. Аналогично с европаллетами на евробоксах устаналивается клеймо «EUR» в овальном обрамлении.

Кроме вышеперечисленных паллет никакие другие поддоны не могут быть использованы для грузоперевозок по Европе. Поэтому транспортно-логистическим компаниям нужно быть предельно внимательными в этом вопросе, чтобы избежать возникновения ситуаций с отказом во въезде на территорию европейских государств.

Полезная информация

Грузоперевозки в странах СНГ до сих пор осуществляются согласно ГОСТ, утвержденным в советское время. Отечественные паллеты практически не отличаются от европейских или финских, однако не имеют сертификатов соответствия и стандартной маркировки. По внешним признакам отличие можно установить по использованным гвоздям (обычным, а не винтовым), отсутствию угловых фасок и толщине верхнего настила из досок, толщина которых может варьировать от 15 мм до 25 мм.


Важным требованием, предъявляемым для европейских грузоперевозок, является чистота содержания поддонов. Тогда как для внутренних перевозок данное требование более лояльно, так как в данном случае можно использовать поддоны с незначительными загрязнениями и потемнениями досок.

Европейский стандарт качества паллет подразумевает их деление на следующие три категории:

- высший сорт (новые и чистые поддоны без сколов, количество использования которых не превышает трех раз);

- второй сорт (чистые и белые паллеты б/у без повреждений и ни разу не ремонтированные);

- третий сорт (допускаются небольшие загрязнения и потемнения досок, небольшие трещины, незначительные ремонтные работы).

Все остальные поддоны должны быть списаны и не подлежат дальнейшей эксплуатации, так как их использование может повлиять на безопасность ПРР.

Важно знать, что в мировой практике используются паллеты, изготовленные не только из дерева. Однако металлические поддоны хоть и обладают понятной прочностью и долговечностью, но значительно утяжеляют общую массу груза. Да и стоимость таких поддонов намного выше, чем у их деревянных аналогов. Только евробоксы смогли положительно зарекомендовать себя в этом смысле, так как в данном случае приоритетным условием становится именно прочность стенок.

Несмотря на достаточно высокие эксплуатационные характеристики пластиковых поддонов, у них имеются и существенные недостатки в виде себестоимости и восстановлении повреждений. А о других материалах, которые можно использовать для изготовления паллет, даже не следует упоминать в виду их низких практических качеств и дороговизны.

При эксплуатации поддонов следует помнить, что грузоподъемность европаллет составляет 600 кг, а финпаллет – 750 кг. Также важным требованием при погрузке товаров на паллеты является прочность их крепления и выполнение условий по габаритам груза, которые не должны превышать размеров самого поддона по периметру.

При перевозке в универсальном крупногабаритном контейнере или фургоне использование паллет должно учитывать их вес (в среднем 15-20 кг) и количество при стандартном размещении. Так, в 20-футовом контейнере или фургоне может разместиться в один ряд 11 европаллет или 9-10 стандартных поддонов. Для 40-футовых грузовых автомобилей эта вместимость составит 24 европаллета или до 22 стандартных.

В международных автоперевозках обычно используются фуры с грузоподъемность двадцать тонн и объемом кузова 82 м3. В них, как правило, размещают вплотную тридцать паллет размером 800*1200 мм.  А поддоны больших размеров использовать в данном случае нецелесообразно.

Основными правилами по технике безопасности ПРР с использованием паллет можно считать следующие:

-  нельзя находиться в непосредственной близости от погрузчика;

- строго следить за соблюдением грузоподъемности поддонов.