Статистика катастроф

Катастрофа на железной дороге – это груда искореженного металла и горе семей, потерявших родных. С появлением железнодорожных путей никто не мог предположить, чем может обернуться неумелое управление составом.

Известно, что самая первая в истории человечества авария на железной дороге произошла в 1815 году близ Филадельфии. Во время демонстрации взорвался котел тепловоза, в результате чего 16 участников погибли. Крупные аварии случались в Великобритании и Франции примерно каждые полтора десятилетия, и чаще всего их причиной становился взрыв паровоза. В 1840-м в Шушарах под Петербургом железнодорожная трагедия унесла жизнь шестерых, десятки были ранены. Затем похожие аварии произошли на станции Клин, в Тульской области и на Одесской железной дороге. Так людям приходилось платить за развитие мирового прогресса.

Аварии происходили по всему миру, и Россия не стала исключением. Десятки крупных аварий произошли за годы Советского Союза. В 21 столетии с увеличением доли перевозок по железной дороге выросло число катастроф. РЖД не очень охотно делится статистикой несчастных случаев в своей отрасли, поэтому общественности доступна информация только о самых громких крушениях поездов.

В своем большинстве люди доверяют железной дороге, во время поездки многие не испытывают страха, как в салоне самолета. Но стоит задуматься, что иллюзия полной безопасности относительна в наш техногенный век.

Первые катастрофы в СССР

Для советских железнодорожников страшным выдался 1930 год. Этот период был отмечен сразу двумя крупными авариями. На какой-то период времени эти события испугали население страны и многие стали выбирать вид транспорта понадежней.

Первый случай произошел в сентябре на подмосковной станции Перерве близ поселка Марьино. Машинист пассажирского состава №34 Макаров, прибыл на станцию и доложил о неполадках в тепловозе. В дороге ему несколько раз приходилось останавливаться и проводить ремонт. Вместо того, чтобы взамен неисправного тепловоза дать другой, руководство присоединило для подстраховки и усиления состава еще один тепловоз. Когда Макаров попытался тронуться, дополнительный тепловоз порвал все крепления. Пять вагонов с пассажирами остались на месте, а паровоз ушел вперед. В это время на станцию прибывал другой паровоз, который в последний момент заметил стоящие у края платформа выгоны и экстренно затормозил. Погибли 13 человек, десятки ранены.

В этом же году нелепая случайность привела к столкновению грузового поезда с проходящим трамваем. Это случилось в Ленинграде, в районе Московских ворот. Оказалось, что в тот день произошел сбой в работе диспетчерского пункта и железнодорожники не успели своевременно перевести стрелку. Водитель трамвая заметил надвигающийся состав в последние секунды. От сильнейшего столкновения последний вагон оторвало, и он лег на рельсы, начался пожар. Этот день унес жизни 28 человек.

Авария 1952 года

Война стерла с лица земли не только десятки городов и деревень, сотни километров железнодорожного полотна было повреждено и разбомблено. Многое приходилось восстанавливать, еще больше отстраивать заново. Сетка железной дороги протянулась в самые отдаленные уголки СССР, была покорена Сибирь. Но не все так проходило гладко, и вскоре страна услышала о крупной железнодорожной катастрофе. Она случилась в августе 1952 года на станции Дровнино недалеко от Москвы. Машинист ночного поезда доставлял своих пассажиров в столицу, до города оставалось немного. Страшный удар разбудил спящих людей, причиной тому стала лошадь, которая оказалась на пути поезда. И хоть вес животного был небольшим, вагоны состава пошли под откос. Когда на место прибыли спасатели, им открылась страшная картина: в груде покореженного металла была погребена треть пассажиров. Свою смерть на этом месте нашли 109 человек, более 200 поступили в больницы.


Ашинская трагедия

Происшествие в Дровнино долгое время считалось самой большой железнодорожной трагедией. Спустя четыре десятилетия катастрофа 1989 года затмила ее. Недалеко от города Аши произошла утечка газа. Газовая компания зафиксировала нестабильное давление в трубопроводе была в курсе ситуации. Вместо того, чтобы перекрыть подачу топлива, она усилила напор в трубе. Взрывоопасный конденсат стал накапливаться и когда на перегоне Аша-Улу-Теляк проходили два скорых поезда в Новосибирск и Адлер, раздался взрыв. Огромная сила разбросала вагоны по округе, а затем земля запылала как факел. Город Аша, возле которого прогремел взрыв, находится в Челябинской области, в сотне километров от столицы Башкирии Уфы. Горожан разбудила весть о страшных событиях июньской ночи, многие запомнили огненный столб, вспыхнувший в небе. В выгоревших до основания вагонах оставались десятки людей, которые молили о помощи, и не всех пожарным удалось спасти, о чем свидетельствуют страшные фото трагедии. От ожогов и ран умерло почти 600 человек.

Аналогичная крупная транспортная авария произошла под городом Арзамас в 1988-м. На переезде взорвались вагоны, перевозившие опасный груз - гексоген для горнопромышленной отрасли. В точке взрыва образовалась глубокая воронка, не стало 91 человека, 1500 пострадало. Сотни семей остались без жилья, ощутимые повреждения получили общественные здания. По факту происшествия правительственная комиссия несколько месяцев проводила расследование.


Трагедии 90-х

После 1991 года катастрофы на железной дороге продолжились в России. Новым потрясением стала авария 1992 года на участке полотна Великие Луки-Ржев. По причине сильного мороза перестала действовать система оповещения, пассажирский тепловоз не знал о товарном составе, стоящем на переезде и врезался ему в хвост. Сильнейший удар мгновенно лишил жизни 43 граждан, вдвое больше были серьезно травмированы, на месте скончались оба машиниста.

В августе 1994-го в часе езды от Белгорода несколько вагонов товарного поезда открепились от состава и упали на рельсы. В них врезалась встречная электричка. В этой аварии погибло 20 пассажиров. Похожая ситуация произошла на участке Кемеровской железной дороги. Электричка выехала навстречу вагонам с цементом, которые откатились от состава на станцию. Через год под Нижним Новгородом столкнулись поезда почтового и товарного назначения. Удар был настолько сильный, что газ, находящийся в цистернах, взорвался. Это привело к смерти 6 человек.

 


В новом веке

Продолжились катастрофы и с наступлением нового столетия. В ноябре 2009-го на пути следования Москва - Санкт-Петербург два вагона скоростного поезда №166 сошли с рельсов из-за подрыва взрывного устройства, который вырвал кусок рельсов около полуметра. Следствием было установлено, что причиной стал террористический акт, заряд был заложен под электровозом «Невского экспресса». Один вагон лег на бок сразу, а второй, перед тем как упасть, проехал еще 130 метров, пока не столкнулся с бетонной опорой. В этом крушении погибли 28 человек, двое из них женщины, которые ожидали ребенка, 132 пассажирам потребовалась медицинская помощь. Жертвами терроризма на железной дороге стали пассажиры в Ессентуках и Нижегородской области в 2003 и 2009 годах.


В 2011-м Ашинский район Урала снова оказался в списке крупных катастроф. Возле города Сим у грузового поезда, следовавшего на высокой скорости, отказали тормоза. Поезд догнал впереди идущий состав и врезался ему в хвост. В результате этого два электровоза и несколько вагонов сошли с рельсов, погибли оба машиниста. Причиной бедствия стала халатность сотрудников РЖД. Виновником повреждения тормозной магистрали был бык, которого сбил локомотив несколькими часами ранее. Пострадавшая система была восстановлена в пути, но, как оказалось, временно, и вскоре поезд стал неуправляем. Кроме двух жертв, десятки составов были вынуждены простаивать в ожидании ликвидации последствий катастрофы.


В 2016-м на переезде Балакирево водитель легкового автомобиля нарушил правила и выехал на переезд. Произошло столкновение с поездом, состав протащил машину более 50 метров, но водитель «родился в рубашке». Авария задержала движение поездов на 3 часа.

Статистика говорит о том, что количество железнодорожных аварий не становится меньше. По данным Википедии, их число с начала текущего года превысило показатели 2017 и 2018 годов. Причина кроется в изношенности механизмов, человеческом факторе, действия террористов. Но иногда оказывается, что может повлиять простое стечение обстоятельств. Недавно на перегон около Сочи на железнодорожное полотно упал грузовик, водитель которого не справился с управлением. По счастливой случайности удалось избежать столкновения с поездом, но работа железной дороги на несколько часов остановилась.