Дом, в котором когда-то жила знаменитая танцовщица Матильда Кшесинская, «генералиссимус русского балета», в истории получил известность как «штаб ленинцев».

Происхождение

Матильда или Маля, как называли ее близкие, на свет появилась в 1872 году в творческой семье. Отец девочки Феликс происходил из театрального польского рода Кржезинских (Кшесинский - его сценическое имя).

Дед будущей примы был скрипачом-виртуозом, обладал прекрасным голосом и пел в опере Варшавы. Прадед Войцех являлся знаменитым танцором.

По семейному преданию именно прадед происходил из знатного польского рода и должен был унаследовать огромнейшее состояние. Из-за происков он потерял все, что имел и вынужден был зарабатывать на жизнь танцами во Франции.

Его сын стал профессиональным преподавателем этого искусства и приехал в столицу России по приглашению самого императора. Легенды ходили о том, как Феликс исполнял мазурку. Именно благодаря ему в высшем обществе стал столь популярен этот национальный танец.

Взявший псевдоним Кшесинский на театральных подмостках Феликс всегда выступал с успехом. В театре он познакомился с балериной Юлией Доминской.


У нее было пятеро детей от предыдущего брака с танцовщиком Леде. Еще четверо появились в семье с Феликсом. И Иосиф, и Юлия также стали танцовщиками-виртуозами. Последним ребенком была Матильда-Мария.

Удивительно очаровательную девочку любили все. Особенно обожал ее отец. На свет Маля появилась в Лигове под Санкт-Петербургом. Девочку всегда брал с собой в театр Феликс. Она рано познакомилась с артистическим миром и не представляла для себя иной карьеры.

Взрослая Кшесинская-младшая отличалась жизнелюбием и смешливостью. Она притягивала всеобщее внимание. Труженицей прославленная исполнительница была потрясающей.

На пути к совершенству

В руки просто так ей ничего не давалось. Фуэте Матильды – это упорнейшие труды, постоянное совершенствование техники, доведение ее до вершин мастерства. О работоспособности Кшесинской слагали легенды.

В девять лет Малечка дебютировала на сцене в балете «Дон Кихот». В училище к тому времени девочка проучилась только год. Сольная партия ей досталась в семнадцать.

Увлечение балетом началось после просмотра танца Вирджинии Цукки, прибывшей в Россию на гастроли. Знаменитая танцовщица стала кумиром Мали.


Кшесинская-вторая, как называли девочку, чтобы отличать от старшей сестры Юлии, начала брать уроки у Энрико Чекетти. Она достигла такой степени мастерства, что сумела стать настоящей примой.

Все иностранные исполнительницы оказались вне сцены, а сердца истинных ценителей балета были покорены юной жемчужиной. На вечере в честь завершения училища императрица Мария Федоровна сразу выделила подвижную изящную девушку миниатюрного роста.

Она выигрышно отличалась от подруг. На торжественном обеде Малю посадили между императором Александром Третьим и его сыном Николаем. С момента знакомства с цесаревичем жизнь Кшесинской навсегда оказалась связанной с домом Романовых.

На злые языки знаменитая балерина не обращала внимания: она обладала мудростью. Она спокойно приняла свадьбу Николая, стала подругой его супруги.

Матильда без скандала покинула театр после обвинения ее в интригах и вернулась с триумфом обратно после доказательств ее непричастности к ним. На собственные средства на даче в Стрельне знаменитая балерина содержала два лазарета для раненых. Потеряв после революции все богатство, Кшесинская сожалела лишь о заспиртованной розе, подаренной ей Вирджинией Цукки, ее кумиром. 

Непростое время

Нередко поставленные в Мариинке спектакли финансировались на деньги Матильды. Она оплачивала декорации, костюмы. Театр прима покинула, устав от постоянных сплетен закулисья. Роман с будущим наследником престола продлился всего год. Однако после его завершения прима обрела навечно верного поклонника и рыцаря в лице Великого князя Сергея Михайловича. До последнего момента, до расставания, он делал ей предложения.


Его любовь закрыла даже самые злые рты. Матильда полюбила другого Романова, Андрея Владимировича, тоже Великого князя. Он стал отцом ее сына. Мальчик сразу получил дворянство и стал Красинским в память о далеком предке. Об этом позаботился Сергей Михайлович.

Великий князь помог балерине покинуть революционный Петроград. Сам же уехать не сумел. Он погиб вместе с царской семьей. В свое время именно он подарил обожаемой Малечке легендарный особняк, желая придать ей особый статус в великосветском обществе.

Александра фон Гогена, спроектировавшего строение, за возведение архитектурной жемчужины наградили серебряной медалью. Молва приписывала Матильде Феликсовне немало скандальных романов.

Как бы там ни было, но замуж она вышла за любимого человека, Великого князя Андрея Владимировича, правнука Александра Второго. Свадьба прошла в Париже после смерти матери будущего супруга. Мария Павловна категорически возражала против неравного брака.

Сын Кшесинской и Андрея Романова Владимир, которого сама матушка шутливо называла «Всея Руси Вовой», стал Андреевичем. Зажила семья счастливо.


Жизнь в эмиграции

Содержание семьи взяла на себя Матильда. После переезда в Париж в 1929 она основала ставшую очень быстро популярной балетную студию. Ее имя по-прежнему гремело.

Без рекламы количество учениц школы достигал полутора сотен к 1939. Среди них были и обе дочери Шаляпина, и Татьяна Рябушинская. Последним выступлением стала «Русская», исполненная в Лондоне на сцене Ковент-Гарден в 1936 году.

Вторая мировая стала тяжелым испытанием для исполнительницы. В 1940 ее единственный сын был арестован. Кшесинская всегда была личностью незаурядной. Любимого сына балерина не побоялась выручить из гестапо во время оккупации Франции немцами.

Работать Кшесинская продолжала о глубокой старости. В 1951 она была приглашена на собрание Федерации классического русского балета. Великой балерине предложили давать уроки для сохранения главных канонов классического русского танца и обучать при помощи разработанной в балетных императорских училищах методики.

Матильда с радостью на предложение откликнулась. В эмиграции парижский дом балерины стал центром притяжения. Его посещали Шаляпин, Карсавина, Дягилев. У Кшесинской был удивительный дар. Она обладала невероятным драматическим и мимическим талантом, превращающими все балетные роли в уникальнейшие.


Последние годы

Как впоследствии выяснилось, не лишена была Матильда Феликсовна и писательского мастерства. Она стала автором выпущенной в Париже в 1960 году книги «Матильда Кшесинская. Воспоминания».

Писать ее эта сильная женщина начала после ухода из жизни любимого мужа в 1956, тяжелого перелома, будучи вынуждена оставаться без движения. Произведение получилось само по себе бесценным, ведь ее автором была историческая личность.

Написаны мемуары были хорошим языком, выдержаны в прекрасном стиле. Они очень интересно читаются и остаются по сей день популярными.

Одним из наиболее запомнившихся Кшесинской событий в ее биографии стали гастроли в Париже Большого театра в 1958. В своих мемуарах она написала, что нарушила уединение, в котором пребывала после смерти мужа, и поехала в Оперу.

Увиденное не разочаровало великую приму: отечественный балет остался таким же прекрасным. Прожила великая актриса и балерина жизнь долгую и интересную.


Долголетие у нее было в роду. До векового юбилея легендарная танцовщица не дожила девяти месяцев. Мегазвезда балета, Великая княгиня Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров, Кшесинская Матильда Феликсовна, ушла в 1971.