Друг и учитель Евгения Вахтангова – К. Г. Станиславский высоко ценил его творческую деятельность. Называл продолжателем своего дела и одним из родоначальников нового искусства и нового направления – фантастического реализма.

Детство и юность Е. Б. Вахтангова

Родился Евгений на юге, в городе Владикавказе, в 1883 году, 13 февраля. Его биография насыщена знаковыми событиями, и за свою не очень долгую жизнь Вахтангов стал одной из самых значимых фигур в театре.

Когда в семье родился мальчик, отец мечтал том, что тот продолжит его дело, развивая табачную промышленность в России, ведь он был крупным владельцем фабрик.

Семья воспитывала мальчика в строгих традициях и по велению отца после окончания гимназии Вахтангов идет получать образование в университет: сначала на факультет естествознания, а затем переводится на юридический. Но уже во время учебы он понимает, что юристом ему не стать, потому что его безудержно тянет на театральную сцену.


Евгений уходит из университета и поступает в Театральную Школу Драмы, после которой – в 1911 году – получает направление в художественный театр. Во время учебы он знакомится со Станиславским и его новыми методиками работы с актерами, которые начинает активно пропагандировать среди творческой молодежи и получает поддержку своей деятельности со стороны великого мастера.

Решение уйти из университета и заняться театром, принятое Евгением, не получило одобрения со стороны отца. Искусство и творчество он не поддерживал, в итоге разорвал все отношения с сыном, полностью лишив его наследства.

Начало творческого пути

Еще учась в университете, Вахтангов принимает активное участие в студенческих спектаклях и театральных постановках. Будучи на втором курсе, он выступает режиссером спектакля «Педагоги», премьера которого состоялась в 1905 году. Студенты работали бесплатно, собирая средства для помощи бездомным и нуждающимся. После успешной премьеры спектакля уже через год Евгений организует студенческую театральную студию при университете и мечтает о создании собственного театра во Владикавказе.

Начиная с 1909 года, Вахтангов активно работает и руководит драматическим кружком. Им поставлено множество спектаклей на театральной сцене своего города. Но судьба заставила его через некоторое время уехать в Москву. Отец был крайне недоволен, что его фамилия появилась на театральных афишах города, тем самым нанося ущерб его деятельности и репутации. Именно поэтому театральная карьера Вахтангова в родном городе так и не состоялась.

После переезда в Москву начинается активная работа Евгения в художественном театре, где он участвует во всех постановках.


Будучи приверженцем методики Станиславского, в 1912 году Вахтангов организует студию МХАТ. Ему помогает знаменитый в театральной среде педагог – Леопольд Сулержицкий. В основе преподавания актерского мастерства, которую они предлагают студентам, лежат нравственность, искренность, честность, добро и справедливость. В основе всех постановок, осуществляемых Вахтанговым на сцене театра, находится противопоставление злу добра (спектакли «Потоп», «Праздник мира», «Росмерсхольм»). Для актеров самым важным было донести до зрителя богатство внутреннего мира в контрасте с аскетизмом внешнего.

Вахтангова приглашают преподавать во многие столичные театры и школы, он помогает творческой молодежи, создающей любительские театры, в выборе репертуара и обучает актерскому мастерству будущих служителей театра. Чаще всего Евгений Багратионович бывает в Мансуровской студии, к которой относится с трепетом и любовью. Именно эта студия в 1920 году станет называться Драматической студией, а в дальнейшем - Государственным академическим театром, которому позже будет присвоено имя Евгения Вахтангова.

Театр в судьбе Вахтангова

Все постановки, которые режиссер осуществлял после революции, основывались на судьбах русского народа, его переживаниях и чаяниях, связанных с историей и событиями последних лет. Он рассказывал о социальных проблемах, героических подвигах и жизненных трагедиях.

Одновременно Вахтангов ставит камерные спектакли, в которых выступает не только как режиссер, но и как актер. Он постоянно находится в творческом поиске, исследует новые приемы и методики. Постепенно его перестает устраивать подход Станиславского и рамки, которыми тот ограничивал актеров.


Следующим увлечением Евгения становятся идеи Мейерхольда, и он работает над новыми образами и пьесами с совершенно обновленным подходом. Но и этот метод не вдохновляет Вахтангова долго и постепенно он вырабатывает свою собственную методику, значительно отличающуюся от тех, которые использовал ранее. Вахтангов называет ее «фантастическим реализмом» и создает собственный, неповторимый театр.

Как педагогу и режиссеру для него было главным найти тот уникальный образ, создаваемый актером, который бы отличался от уже предложенного и используемого в театре. Он начинает делать постановки, совершенно не похожие на те, к которым привыкли зрители. Для декораций брались обычные предметы обихода и быта и декорировались с помощью света и художественного оформления так, чтобы создать сказочный вид помещений или городов, в которых происходит действие. Чтобы полностью отделить театральное представление от реального мира, а актера – от его роли, Вахтангов предлагает исполнителям надевать костюмы прямо на глазах зрителей, поверх своей собственной одежды. Все его идеи были полностью воплощены в знаменитом спектакле «Принцесса Турандот».

После революции Вахтангов собирается создать народный театр, отличающийся от тех, что были в царской России, чтобы как можно ближе подвести театральное искусство к народу. Он постоянно работает над новыми проектами, собираясь воплотить на сцене образы великих людей и их историю. В его планах была постановка спектакля «Каин» по произведению Байрона и Библии. Но воплотиться в жизнь всем этим идеям было, к сожалению, не суждено в связи со смертью Вахтангова.

Семья и последний год жизни

Будучи студентом университета, Евгений встретил свою школьную подругу - Надежду Михайловну Бойцурову. Свою любовь друг к другу они пронесли через всю жизнь.

Надежда Михайловна была единственной жена Вахтангова, и она подарила ему сына Сергея.


В последние годы жизни у Евгения Багратионовича была обнаружена опухоль, но, даже будучи больным, он продолжал репетиции спектакля «Принцесса Турандот», ставшей последней постановкой режиссера и открывшим новое направление в театральном искусстве.

С февраля 1922 года Вахтангов уже не вставал с постели и умер на руках жены 29 мая 1922 года. Ему было 39 лет.

Похоронен Е. Б. Вахтангов в Москве на Новодевичьем кладбище.