Муза Анатолия Эфроса и прима Ольга Яковлева стала одной из последних театральных легенд. В ее нежных и хрупких героинь было невозможно не влюбиться. Ее победительная беззащитность сражала наповал. Будущая актриса появилась на свет в Тамбове в 1941 году, 14 марта.

Пора детства

Отец был коммерческим директором на заводах. Семье приходилось часто переезжать. Маму Ольга запомнила как необычного человека, понимающего детей как никто другой, она очень тонко чувствовала все окружающее. Свободу и личность обеих дочерей родительница умела ценить.

Когда младшая Яковлева увлекалась игрой в Тарзана и Читу и залезала на дерево, мама не звала ее, стоя внизу, как остальные, а приносила к дереву еду и просила Читу спуститься и прихватить угощение с собой. Оля посещала театральные студии во многих городах. Закончила ее при ТЮЗе в Алма-Ате.

Увлечение энтузиазма в семье не вызывало. Родители, узнав о выборе дочери, начали приводить доводы против такого карьеры. Тогда Оля заявила, что в противном случае поступит в цирковое училище. Против такого довода родители не устояли. К экзаменам девушку допустили. Она выбрала наугад Щукинское и сразу поступила, минуя один из туров.

Мама огорчалась, говоря дочери о том, что слишком рано у нее начинается самостоятельная жизнь. Во время учебы на третьем курсе Ольга играла в Вахтанговском театре в спектакле «Шестой этаж» Эдвиж. Тогда начинающую актрису приглашали в театр сатиры, Пушкинский, «Ленком». Там ей предлагалось подыгрывать студентам-выпускникам.


Яковлева дала слово после завершения обучения прийти в коллектив «Ленкома». Слово она сдержала. Поначалу все ей казалось темным и душным. Репертуар не устраивал. Но все закончилось с приходом Анатолия Эфроса.

Директор театра дал не лучшую характеристику молодой исполнительнице, посетовав, что она скучает в театре. Однако же знаменитый режиссер решил иначе, посмотрев игру Ольги.

Работа с мастером

Манера живой и импульсивной девушки поразила мэтра. В непосредственности с Яковлевой тягаться не мог никто. Молодая актриса умела так смеяться на поданные реплики, будто слышала шутки впервые.

Эфрос называл Ольгу одной из немногих, умевших носить костюмы и парики разных времен. Но для этого актриса вела настоящие войны с костюмерами и гримерами. Итогом стало то, что ее Джульетта выглядела изящно, платье ее было пошито прекрасно. Другие актеры лишь вздыхали, глядя на тяжелые и неудобные одежды.

Плохим настроением артистка во время спектаклей никогда не страдала. Она жила от премьеры до премьеры. Если Ольга видела хороший фильм, книгу – благодарила за такое чудо. Она уверяла, что и на свете с благодарностью жить легче. Четверть века режиссер и актриса работали вместе.


Исполнительница стала для Эфроса музой. Она шла за ним, переходя в другие театры, ни разу об этом не жалея. Когда великий мастер ушел, Яковлева на время уехала, чтобы собраться с мыслями и пережить несчастье. До 1991 она проработала во Франции. Сильная личность нашла в себе силы продолжить играть у других постановщиков.

С 2004 Яковлева вошла в труппу Чеховского МХТ. Ольга обожала природу, но против дачи восстал ее супруг, известный футболист Игорь Нетто. Поэтому для жены природу заменил газон перед домом. С будущим супругом девушка познакомилась при поступлении.

Ухаживал прекрасно воспитанный Игорь по всем правилам. Себя он вел подчеркнуто корректно и вежливо. Поэтому, услышав предложение спустя год после знакомства, девушка приняла его.

Личная жизнь

Театральная студенческая компания Яковлевой Нетто нравилась. Если Игорь играл матч либо Ольга сдавала экзамены, в доме собирались все артисты. По вечерам Нетто развозил гостей по домам. Раннее замужество дочери родителей шокировало.

Против Игоря лично они не возражали, но отец полагал, что для такого серьезного дела как брак нужно повзрослеть. Советовал одуматься актрисе и тренер Нетто Гавриил Качалов. Он рассказывал о бескомпромиссности футболиста.


Но принятого решения влюбленные менять не стали. Со второго курса Ольга стала женой Нетто. Она превратилась в его верного друга. Любимая профессия была у каждого, оба прекрасно понимали друг друга. Немногословный Нетто не осуждал никого. Он мало в чем нуждался, только на время их ссорили некоторые бытовые вопросы.

Если вечером у супруги намечался спектакль, муж утром не будил ее, осторожно занимаясь на кухне делами. Звал жену к столу он лишь тогда, когда был готов завтрак. Если же Игорь готовился к матчу либо отъезду, накануне в доме не было ни гостей, ни подруг. То же и после игры: Ольга не могла угадать, в каком настроении приедет муж. Брак распался в 1987.

В 2003 вышла книга воспоминаний актрисы «Если бы знать...». Автор в мемуарах рассказывает о драматических событиях в театрах, в которых ей довелось работать, о самом трагичном в жизни Эфроса периоде. Зрителям Ольга более всего запомнилась в образе Тани в одноименной картине знаменитого режиссера по пьесе Арбузова.

Яковлева блистательно играла Наталью Петровну по тургеневскому произведению в «Месяц в деревне». В 2011 театральную актрису наградили премией «Хрустальная Турандот» и удостоили номинации «Театрально достояние». Яковлева уверена, что своя специфика есть у каждого человека.


Комплексы не исчезают никуда. Они лишь видоизменяются. Себя актриса называла одновременно и взрывной хулиганкой, и стеснительной особой. Актеры обладают умением моментально менять одно состояние на другое. них особенная психика. Поэтому важно уметь себя уравновешивать, следить, чтобы депрессия не возобладала над эйфорией и напротив.