Общая характеристика предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда – это специально организованное для развития ребенка пространство, включающее в себя необходимые игры, материалы и инвентарь для работы с определенной возрастной категорией детей. Особенно важно уделять внимание окружающей среде малыша в дошкольном возрасте, но и для подростков желательно соблюдать некоторые требования. Предметно-развивающую среду иногда называют педагогической средой, но между этими понятиями можно провести некоторую границу. Создание максимально адекватной возрасту педагогической среды – это задача образовательного учреждения, тогда как организация развивающего пространства касается и домашнего окружения ребенка.


Специально созданная предметная среда должна организовывать возможность максимально комфортного пребывания детей в детском саду (или школе) и их общения друг с другом, а также увеличивать потенциал образовательного процесса. Это достигается путем использования дополнительных средств обучения, помимо взаимодействия детей с педагогом. Важно отметить, что окружающее ребенка пространство должно создавать условия не только для развития, но и для саморазвития. Рассматривая и изучая окружающие предметы, взаимодействуя с ними, малыш должен приобретать бесценный опыт: познавать свойства предметов, их качества, функции, свои ощущения от взаимодействия с ними и т.д. Комната должна привлекать дошкольника, мотивировать в нем исследовательский интерес.

Зачем нужны специальные условия для развития?

Для человеческой психики деятельность – это основной фактор развития личности. Актуально это для любого возраста, но приоритетно – для дошкольного. Бездеятельность малыша может привести к сенсорной или социальной депривации, пассивности, безынициативности во взрослом возрасте, недостаточном развитии некоторых психических функций. Свобода выбора деятельности благоприятно сказывается на всех сферах жизни человека.


Создание специальных условий развития ребенка необходимо для:

  • полноценного развития мышления;
  • развития памяти и внимания;
  • развития мелкой моторики;
  • получения информации о признаках и свойствах окружающего мира;
  • развития коммуникативных навыков;
  • расширения словарного запаса;
  • воспитания звуковой культуры речи;
  • укрепления физического здоровья;
  • укрепления психики;
  • снижения нагрузок от получения больших объемов информации;
  • положительного отношения к здоровому образу жизни;
  • развития мотивации к обучению;
  • подготовки ребенка к школе;
  • развития всесторонности и многогранности детского взгляда на мир.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях не всегда соблюдаются необходимые требования. В идеале, помещение образовательного учреждения должно быть большим, просторным и поделенным (условно) на несколько тематических зон, к примеру: коммуникативная (где дети могут свободно общаться друг с другом), игровая (с развивающими играми), математическая (для развития арифметических навыков), художественная (с материалами для рисования) и т.д. Кроме того, комната должна быть хорошо проветриваемой и безопасной, без многочисленных острых углов, порожков, скользких полов.

Обстановка должна быть рационально организованной и оснащенной необходимыми для развития ребенка игровыми материалами и инструментами. Для каждой возрастной группы следует организовывать отдельную комнату, ведь старшим дошкольникам, например, актуально будет познакомиться со школьными принадлежностями и более сложными книжками и энциклопедиями, тогда как младшим школьникам еще до этого расти и расти. Кроме того, оборудование должно быть предназначено для детей любого пола, а не только для мальчиков или только девочек.

Очень полезно использовать в образовательном процессе методы снятия психоэмоционального напряжения. К примеру, очень хорошо с этим справляется метод работы с песком и другими сыпучими материалами. Игры в песочнице помогают ребенку расслабиться и снизить уровень агрессии. Кроме того, можно использовать кинетический песок, который, помимо функции релаксации, более активно развивает мелкую моторику малыша.


Интерьер и цветовая гамма помещения тоже важны. Желательно вешать на стены картины и рисунки (не только профессиональных художников, но и самих детей). Цвета должны передавать жизнерадостную атмосферу, но не должны быть слишком яркими и вычурными. Например, использовать ярко-красный цвет в интерьере не рекомендуется. Мрачные цвета (черный, серый, болотный) тоже следует исключить. Полезно влияют на здоровье и психику ребенка растения. Конечно, не стоит выращивать в детском саду кактусы и ядовитые цветы, ведь дети могут нечаянно пораниться или отравиться. Так что озеленять комнату нужно только проверенными и безопасными видами растений.

В образовательный процесс следует активно внедрять современные технологии. Например, использовать проекторы с большим экраном для показа мультфильмов и образовательных роликов. Кроме того, можно использовать музыкальное сопровождение: включать спокойную, релаксационную музыку во время творческих занятий или же включать более активные плейлисты для спортивных занятий. Ведь, чем большее количество сенсорных систем задействовано при обучении ребенка, тем больше нейронов и ассоциативных связей образуется в головном мозге. А чем больше ассоциативных связей, тем легче ребенок воспринимает новую информацию об окружающем мире.

Многие воспитатели знают, как быстро в детских садах ломаются и изнашиваются вещи. Детей нужно приручать к бережному отношению к предметам, внедряя в процесс обучения ремонт предметов. К примеру, приклеить оторвавшуюся обложку книги, помочь отмыть разрисованный пол и т.д. Подаваться это должно в виде игры и задания, но не сурового наказания. Так дети в максимально комфортной эмоциональной обстановке учатся обдумывать свои поступки, приручаются к труду и развивают моторику.

Дошкольникам необходим свежий воздух, поэтому на территории ДОУ необходима специально оборудованная детская площадка, где дети в безопасной  обстановке смогут развивать свои физические способности, занимаясь активными видами деятельности. Разумеется, все вышесказанное должно проводиться под наблюдением нескольких воспитателей, организующих деятельность групп и следящих за их безопасностью.


Что должно способствовать развитию ребенка?

В предметно развивающую среду дошкольника могут быть включены:

  • книги с крупным шрифтом, энциклопедии с яркими иллюстрациями;
  • книги с развивающими заданиями;
  • азбука;
  • кубики с буквами и кубики со словами;
  • детские журналы об окружающем мире;
  • книги с крупными цифрами, сопровождаемыми яркими иллюстрациями и картинками;
  • экраны, проекторы;
  • аудиосистемы, магнитофоны или колонки;
  • картины и рисунки на стенах;
  • доска и мелки для рисования;
  • песочница или зона с кинетическим песком;
  • сухой бассейн с яркими шариками;
  • рельефный ортопедический коврик;
  • мячики для спортивных игр;
  • конструкторы, кубики, наборы лего;
  • настольные игры;
  • пазлы, ребусы, кроссворды;
  • головоломки;
  • карточки, развивающие внимательности и критические способности (найди лишнее, найди отличия, найди все предметы и т.д.);
  • раскраски;
  • школьные принадлежности (карандаши, ручки, фломастеры, альбомы, тетради и т.п.).