Предельно допустимый выброс (ПДВ) устанавливается для любого источника, который может оказать загрязняющее воздействие на атмосферу планеты. Установленные для ПДВ нормы контролируют выбросы загрязняющих веществ, учитывая их взаимодействие с прочими компонентами окружающей среды и их рассеивание естественным образом. Эти предельно допустимые нормы определяют качество воздуха в зависимости от всей совокупности загрязняющих источников, включая производственные предприятия и перспективы их технического развития. Государственный контроль за соблюдением норм ПДВ имеет разветвленную структуру, учитывающую все виды загрязнений окружающей среды.

Нормативное регулирование ПВД

В России в настоящее время правовое регулирование норматив ПДВ осуществляется согласно специального акта, который называется «Предельно допустимая концентрация (ПДК) в атмосфере вредных веществ для населенных пунктов». В нем названы 628 наименований вредных веществ и их допустимые нормы, исходя из среднесуточных, максимальных и разовых ПДК. Здесь же имеется раздел «Б», в котором названы 38 запрещенных веществ, которые полностью исключены из содержания в окружающей среде по причине их особой биологической активности.


Следует учитывать воздействие вредных веществ согласно нормам ПДК при повышенной температуре воздуха из каждого отдельного источника. Такой контроль осуществляется по специальным формулам, которые научно обоснованы. Нормы ПДВ из промышленных источников учитывают все свойства вредных веществ с ориентацией на текущие атмосферные параметры. Для этого используются специальные расчеты содержания прочих веществ в воздушной среде. И после этого предъявляются окончательные требования по ПДВ к производственным организациям согласно плану по оздоровительным мероприятиям.

Таким образом, ПДВ в качестве нормативной расчетной величины используется для обеспечения охраны атмосферы от вредных для экологии веществ и представляет собой объем загрязнения от отдельного источника, выделяемый в единицу времени. Превышение этой величины ПДВ и является несанкционированным отрицательным воздействием на окружающую среду и проживающего на данной территории населения.

Правовая ответственность за нарушение норм ПВД

Том «Охрана атмосферы» определяет мероприятия, выполняемые ведомственными структурами, для контроля ПДВ и ВСВ (временно согласованного выброса). Мировое сообщество имеет соответствующие законодательные акты, предусматривающие охрану окружающей среды. Россия в этом плане защищает свою экологию законодательным актом, называющимся «Законом об охране атмосферного воздуха». В нем представлены планы мероприятий, направленных на охрану атмосферы, которые учитывают конкретные измерения показаний ПВД, ПДК и ВСВ.


Форма «№2-тп – воздух» из статистической отчетности используется для расчетов значений ПДВ. Этот документ является базовым для фискальных органов с точки зрения взимания платежей за выбросы ВВ (вредных веществ).

Плановые мероприятия по исполнению предприятиями норм ПДВ

Для всех производственных предприятий нашей страны основополагающим документом по контролю за ПДВ является «Проект допустимых выбросов в атмосферу ВВ». Согласно этому документу осуществляется утилизация нефтеотходов и экологическая паспортизация производства. В комплекс оздоровительных мероприятий из нефтедобывающей отрасли, кроме того, осуществляются геоэкологические исследования территории, где производится нефтедобыча.


При проектировании строящихся и подлежащих реконструкции производственных предприятий разрабатывается данный проект. В качестве норм ПДК в них используется понятие СДК (средне допустимых концентраций).

Для контроля за ПДВ в почвах используются специальные методики. Ведь почвенная среда менее чем вода и воздух подвержена подвижности и изменчивости. А потому в ней процесс отложения различных химических соединений происходит более медленно, хотя почва и находится в постоянном биологическом процессе активности. Таким образом, ПДВ в почву должен учитывать глубину и направление сосредоточения посторонних ВВ.

Важно учитывать факт того, что проекты ПДВ предусматривают контроль ВВ исключительно в формате организованных или санкционированных выбросов, ориентированных на особенности конкретной местности. А потому неорганизованные выбросы требуют особого регламента контроля и учета ВВ. Следовательно внедрение дополнительных промышленных установок на различные производства должны проводиться в четком соответствии с ПДВ. Так, например, современные, но экологически грязные производства, связанные с газовым обогревом (в замен устаревшим системам на паре или горячей воде) требуют дополнительного учета выброса ВВ, так как процесс горения природного газа связан с выделением монооксида углерода и оксидов азота, которые загрязняют атмосферу.

Для химических производств, которые в силу своей специфики не могут соблюдать нормы ПДВ, вводится поэтапное согласование выброса ВВ, которое предусмотрено ВСВ (временно согласованными выбросами). В данном случае число выбросов ориентировано на аналогичные мощности предприятий с уже принятыми нормами. А квартальные и годовые отчеты промышленных предприятий по ПДВ проверяются Госкомгидрометом, который консолидирует обобщенную информацию в виде специальных графиков.

Для соблюдения условий ПДВ в рамках санитарно-гигиенических норм производственных цехов и на всей территории промышленной зоны и населенных пунктов составляется проект ПДВ для предприятия и каждого ВВ. В целях охраны окружающей среды и здоровья населения государственные контролирующие структуры осуществляют надзорную функцию в рамках ряда законодательных актров, к которым относятся следующие Законы РФ: «Эпидемиологическое и санитарное благополучие населения», «Охрана окружающей природной среды» и «Охрана атмосферного воздуха». Этими правовыми документами определены нормы ПДВ, порядок утилизации производственных отходов и прочие специальные условия, гарантирующие охрану окружающей среды и здоровье человека.

Проект норм ПВД является обязательным документом для любого промышленного предприятия, имеющего хотя бы единственный источник ВВ. Его регламентирует природоохранное законодательство нашей страны, которое определяет порядок пересмотра ПДВ каждые пять лет. А уменьшение пятилетнего срока пересмотра норм ПДВ может быть установлено в следующих случаях:

- изменились экологические условия на данной территории предприятия;

- изменились производственные условия (технологии и программа);

- изменилось количество источников ВВ.

При нарушении норм ПДВ промышленное предприятие несет финансовую ответственность в виде штрафов.

Контроль за соблюдением норм ПДВ

В проекте ПДВ самым важным разделом является контроль за соблюдением его нормативов. Здесь прописаны два важных момента: контроль источников ВВ согласно нормативам ПДВ и контроль границы промышленной территории с жилым массивом. В рамках проекта ПДВ, разработанного профессиональными специалистами с надлежащей квалификацией, осуществляется контроль юридических и физических лиц за негативным влиянием хозяйственной или прочей деятельности на воздух, водные ресурсы (включая грунтовые воды) и почву (при необходимости).


Контроль за достижением и сохранением достигнутых норм ПДВ в рамках утвержденного проекта осуществляет либо Департамент Росприроднадзора (государственный контроль), либо подразделение производственно контроля самого предприятия (местный контроль). А согласование проекта ПДВ на этапе его утверждения осуществляется во многих государственных инстанциях, включая Роспотребнадзор. На этой стадии необходимо получить экспертное заключение на сам проект со стороны ряда государственных учреждений, включая Роспотребнадзор, а также разрешение Роспотребнадзора в части касающейся эпидемиологического и санитарного контроля.