Свои интересы есть у каждого. Если на пути к цели у него возникает другой человек, вероятен спор. Уладить его получится, если отношения дороже цели. Накаливание ситуации наступает при предпочтении целей.

Суть и примеры разногласий

Межличностным конфликтом называется разногласие между отдельными индивидуумами в ходе взаимообщения. Обычно во время подобного столкновения начинается обмен обвинениями.

Каждая сторона считает себя полностью правой, вся вина перекладывается на партнера, с которым и начались разногласия. Ситуацию подобная позиция не решает. По мере выдвижения все новых обвинений конфликт разгорается еще больше.

Самым ярким примером такого столкновения является библейский пример Каина и Авеля. Младший брат из-за чувства зависти к нему  оказался убит.

Примеров межличностных столкновений в истории и литературе немало, от столкновения на бытовом уровне до разногласий между руководителями государств по поводу будущего стран.

Истории известен конфликт между Иванов Грозным и его сыном. В ходе столкновения интересов царевич погиб.

Нередко двусторонний конфликт лежит в основе литературных произведений. Классической является конфликтная ситуация между Онегиным и Ленским. Итогом стало убийство последнего.

В повести Пушкина «Гробовщик» из-за насмешек над родом деятельности главного действующего лица начинаются разногласия между ним и группой ремесленников.

Столкновением устаревших установок одного поколения с более передовыми воззрениями другого обусловлено развитие сюжета романа Тургенева «Отцы и дети».


Причины начала разногласий

Межличностные конфликты встречаются повсюду, начиная с детского сада. Примерами являются и перебранка в общественном транспорте, и разногласия с коллегами по работе.

Никто не застрахован от столкновений с преподавателями, одноклассниками. Причиной завязки инцидента обычно становится пресечение интересов одной личности с интересами другой.

Так, если по причине духоты в автобусе один из пассажиров пытается открыть окно, то ветер дует на другого слишком сильно. В итоге разгорается межличностный конфликт.

Пресечь разногласия можно сразу нахождением компромиссного решения. Можно просто попросить одну их сторон пересесть без взаимных оскорблений, спокойно. Однако этот вариант вероятен только в случае обоюдного желания.

Признавать себя виновным непросто, намного легче кого-либо обвинять. Нередки столкновения из-за ресурсов. Так, при нехватке необходимых запасов люди могут опуститься на первобытный уровень.

Проявляется ситуация при конкурсном отборе на престижные должности. Конфликт на такой основе вполне вероятен. Нетерпимость к чужому мнению также может спровоцировать развитие проблемы.

Пусть оно лично никакого касательства к другому человеку не имеет, но в общении он может оказаться чрезмерно активным. Это совершенно не нравится другим.

Поводом к разногласиям могут стать внешний вид, поведение. Провоцируют конфликты различия в культурных ценностях.

Особенно распространено явление в семьях, где резкое расхождение ценностей наблюдается между поколениями.


Классификация конфликтов

Нередки столкновения из-за различий в общественном положении. Руководитель приказывает выполнить получение, которое совершенно неправильно, по мнению работника. В результате интересы обеих сторон сталкиваются.

На бытовой почке вероятен инцидент и на работе, если каждый сотрудник по-своему представляет цели коллектива.

Выделяют несколько видов межличностных конфликтов:

  • мотивационные;
  • когнитивные;
  • ролевые.

Планы участников инцидента затрагиваются при мотивационном разногласии.

Мотивационные

Споры возможны при разном взгляде на будущее ребенка у каждого из супругов, противоположные воззрения на расходование семейного бюджета, при перенесении на другие сроки отпуска работника. При полной несовместимости интересов развитие конфликта может привести к трагедии.

Очень непросто прийти к соглашению, если в семье единственный телевизор. По одному из каналов жена смотрит любимый сериал, по другому вот-вот начнется матч команды, за которую давно «болеет» муж. Совместить интересы невозможно, а при частом повторении ситуации высок риск распада брака.

Когнитивные

Во время когнитивных конфликтов участники демонстрируют диаметрально противоположные ценностные системы или важность чего-либо для себя на данный момент.

Так, труд может выступать для одних в роли исключительно источника денег, другие же видят в нем путь для самореализации. Выбирает точку зрения человек сам.

Возникновение когнитивного столкновения вероятно при различии в представлениях супругов семейной цели. Ценностную систему составляют наиболее важные установки, обычно к ним относят религиозные и философские.


Возникновение на этой почве разногласий необязательно. Зато обязательно разгорится конфликт при посягательстве одной личности на ценности другой, сомнений в их важности.

Столкновения вероятны при попытках одного человека изменить другого, если взгляд на вещи у обоих противоположный. Это особенно заметно при склонности к перевоспитанию состоявшихся личностей, попытках заставить их изменить устоявшиеся привычки и взгляды.

Ролевые

Конфликты ролевые начинаются из-за пренебрежения одной либо обеими сторонами разногласий правилами общения и поведения. Вероятным поводом может стать нарушение этикета либо делового договора. Ситуация приводит к взаимным упрекам, претензиям.

Высок риск нарушения правил теми, кто приходит в новый коллектив и еще не знаком с правилами. Вполне вероятно, что правила поведения нарушаются сознательно.

Таким образом сторона демонстрирует, что сложившаяся ситуация ее не устраивает, необходим пересмотр. Нередко подростки начинают хамить родителям. Так они заявляют, что с существующими правилами не согласны.

У конфликта всегда есть две стороны. Первая – объект разногласий. Вторая – психологический аспект. К ней относят воспитание участников, уровень их интеллекта. Этим и отличаются межличностные разногласия от политических.

Столкновения между индивидуумами всегда непохожи друг на друга. Они захватывают людей полностью, заставляя проявлять все способности.

Области возникновения проблемы

Нередко психологическая составляющая перекрывает предмет спора. Все переходит на взаимоупреки. Понять оппонента не пытается ни одна из сторон. Вся ответственность с себя снимается полностью и переносится на соперника.


Различают три сферы проявления разногласий:

  • рабочий коллектив;
  • общество;
  • семья.

Семейные споры вероятны между супругами, детьми и родителями, супругами и их родственниками. Причиной может стать вызывающее поведение одной из сторон.

Нередко поводом для возникновения проблемы выступает материальная сторона и взаимные упреки в нехватке финансов. Возможны ревность, попытки установления контроля, ограничение свободы.

Рабочие конфликты развиваются между подчиненными и начальством, между сотрудниками, между уволенными и работающими. Есть риск начала спора по поводу несогласия с распределением обязанностей либо из-за выяснения межличностных отношений, из-за этикета либо культуры поведения.

Общественные инциденты начинаются обычно между обществом и человеком либо между представителями общества. Самым распространенным поводом выступает недостаток культуры у отдельных индивидуумов. Правота доказывается всеми способами, в том числе и обесцениванием доводов оппонента.


Способы решения и профилактики проблемы

Конфликт наполнен эмоциями, контролировать которые непросто. Каждый считает свой вариант решения единственно возможным. Чтобы грамотно вести себя во время инцидента, важно провести объективную оценку оппонента.

Если начинает ссору на улице случайный прохожий, от столкновения с ним можно просто уйти. Так, после случайного наступания на ногу вполне достаточно извинения. Если же проявляет недовольство близкий человек, он предъявляет конкретные претензии, их стоит выслушать и предложить свой вариант решения.

Однако обязательно спокойствие: чужие доводы возбужденные люди не слышат. Если даже в спокойном состоянии компромисс невозможен, есть два варианта. По первому можно согласиться и принять все доводы. По второму придется признать предложение неприемлемым и прекратить выяснение вопроса, вероятно даже прерывание отношений.

Противоположной стороне необходимо дать желаемое, одновременно продвигая свою точку зрения. Одним из вариантов решения спора является переписка, а не личное общение.

Важно больше предлагать и слушать, задавать оппоненту вопросы по его вариантам решения проблемы. Если доказывать только ошибочность выдвигаемых другой стороной аргументов, то оппонент может начать отстаивать свои воззрения из принципа, даже понимая, что неправ.

Предотвратить межличностный конфликт помогут простые меры:

  • Необходимо соблюдать правила приличия, этикет.
  • Чтобы не давать повода для раздражения, важно вести себя со всеми вежливо.
  • В работе соблюдать субординацию, строго следовать своим обязанностям.
  • Резкая критика никогда не высказывается, даже если она справедлива.
  • Нельзя повышать тон. От столкновения проще уйти, продолжая выяснение в спокойной обстановке.


Хорошая профилактика инцидента – выбор подходящих для семейной жизни и общения партнеров. С тем, кто не намерен ссориться, разногласия невозможны, а деловые решения такие люди принимают на холодную голову. Решить любые проблемы можно без серьезных последствий, если подходить конструктивно.