В начале пути

Будущий прославленный летчик Великой Отечественной войны родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Сумской области. Его отец был церковным старостой. После окончания школы в 1934 году Иван поступил в химико-технологический институт, что располагался в ближайшем городе Шостка. При техникуме был образован аэроклуб, в котором и начался славный путь трижды героя Советского Союза. В 1940 году Ивана призвали в армию, в том же году он закончил обучение в военной авиационной школе летчиков, где и остался – на должности инструктора.

На войне

С началом войны жизнь Ивана Кожедуба, как он сам вспоминал, разделилась на две половины – до и после. Молодой летчик снова и снова писал рапорты об отправке на фронт, но он был отличным инструктором, и его не хотели отпускать. Наконец, в 1942 году, Кожедуба направляют в 240-й истребительный авиаполк, на вооружении которого имелись новейшие истребители Ла-5.

Свой первый немецкий самолет Кожедуб сбил в небе над Курском, в незабываемые дни величайшего танкового сражения всех времен. Это случилось 6 июля 1943 года. На следующий день он сбил еще один бомбардировщик, а уже 9-го июля летчик уничтожил сразу два истребителя Bf-109. Вскоре летчик получил звание лейтенанта и первую звезду Героя Советского Союза - за 146 боевых вылетов и 20 сбитых вражеских самолетов.


В августе 1944 года Иван Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка, где воевали многие знаменитые советские асы. В том же месяце его награждают второй «Золотой Звездой» - за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. К моменту окончания войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и в 120 воздушных боях сбил 64 вражеских самолета.

В 1945 году, незадолго до окончания войны, Кожедубу пришлось уничтожить два американских самолета «Мустанг» - американцы атаковали летчика, по ошибке приняв его за немца.

На счету Ивана Никитовича числится и первый в мире реактивный истребитель Ме-262.

За все время войны немцам ни разу не удалось сбить советского аса – даже когда случались прямые попадания в самолет, летчику удавалось посадить его на землю.

18 августа 1945 года Кожедуб получил третью звезду Героя, с формулировкой «за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны». 

После войны

В послевоенные годы Иван Кожедуб получил образование в Военно-воздушной академии, освоил реактивный МиГ-15 и вскоре был назначен командиром 326-й истребительной авиадивизией. За время войны в Корее (апрель 1951 - январь 1952 гг.) авиационная дивизия Кожедуба одержала 216 воздушных побед, потеряв 9 пилотов и 27 машин.

Вернувшись на Родину, Кожедуб окончил Военную академию Генерального штаба, после чего заступил на пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. В 1970 году Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника, а в 1985 году – звание маршала. Избирался народным депутатом в Верховный Совет СССР.

Личная жизнь

Во время службы в академии Иван Кожедуб увидел в поезде девушку, которая очень ему понравилась, но так и не набрался смелости к ней подойти. Однако спустя какое-то время они встретились снова, совершенно случайно, и тут уже военный летчик проявил решительность: «я вас теперь никуда не отпущу». Звали девушку Вероника. Иван называл ее своей главной наградой, четвертой Звездой. В 1946 году Вероника стала его женой, и вскоре в молодой семье родилась дочь Наталья, а спустя еще несколько лет сын Никита, который в будущем станет капитаном третьего ранга ВМФ СССР.