Детство

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Он был старшим из трех сыновей, а его отец работал коммивояжером. Семья была обыкновенной, ничем не примечательной. То же самое, кстати, можно сказать и про жизнь Магритта в целом, что не раз ставило биографов в тупик. Откуда в творчестве художника столько странных, поэтических, пугающих образов?

Впрочем, когда Магритту было четырнадцать, в его жизни произошла трагедия, наложившая отпечаток и на его личность, и на его картины. Ночью 12 марта 1912 года Регина Магритт вышла из дома в ночной сорочке и исчезла. Спустя несколько дней ее тело было обнаружено в реке Самбре, подол рубашки был намотан вокруг головы. Исследователи творчества художника считают, что именно по этой причине лица людей на некоторых картинах закрыты тканью. Нельзя не вспомнить и знаменитых «русалок наоборот» с головами рыб и ногами женщин. Как бы там ни было, сам художник отрицал, что загадочная гибель матери оказала на него какое-то особенное влияние. «В моем детстве было достаточно других событий, повлиявших на меня», утверждал он, правда, что это были за события, он никогда не рассказывал. Более того, даже жена художника долгое время ничего не знала о том, как погибла его мать.  

Творчество

После обучения в Королевской Академии искусств Магритт устроился работать оформителем обоев и художником по рекламе. К тому же периоду относятся ранние работы художника, выполненные в стиле кубизма и футуризма. В 1926 году Магритт создает первую свою сюрреалистическую картину «Потерянный жокей». Через год он переезжает в Париж, где знакомится с негласным лидером французского сюрреализма Андре Бретоном и устраивает свою первую выставку. В «парижские» годы (1927-1930) Магритт окончательно сформировал свое художественное виденье, каким оно и осталось почти неизменным до конца жизни. Именно в эти годы в творчестве художника начал проступать тот ни на что не похожий, странный, исполненный тайных смыслов мир, который и сделал его знаменитым. Сам художник, кстати, говорил, что его творчество не имеет к сюрреализму никакого отношения, называя свой стиль «магическим реализмом».

Магритт всегда хотел, чтобы зритель, глядя на его картины, задумался. Все его творчество состоит из фокусов, трюков, иллюзий, перевоплощений, видимостей, подмен, тайных смыслов. Магритт говорит нам о той обманчивости всего сущего, которую мы обычно не замечаем, об иллюзорности бытия. Так, например, на картине «Вероломство образов» изображена курительная трубка, а снизу подпись «Это не трубка». 

Часто на его картинах можно увидеть человека в котелке и без лица. Иногда он повернут к зрителям спиной, что делает его еще большей загадкой. Многие считают, что этот таинственный господин Никто – автопортрет художника.   

Фокусники обычно скрывают от публики свое настоящее лицо, так и Магритт вел совершенно неприметную жизнь добропорядочного буржуа. Мастерской у него не было, и рисовал он в столовой, но так аккуратно, что никогда не пачкал пол краской. А когда подходило время, прекращал работу, чтобы пообедать, хотя для художников того времени это было равноценно надругательству над искусством.

В послевоенные годы, исполненные тихих буржуазных радостей, Магрит пишет картины, которые приносят ему мировую славу: «Сын человеческий» и «Голконда».

Личная жизнь

В пятнадцать лет Магритт познакомился с тринадцатилетней дочерью мясника Жоржеттой Бергер. Мог ли он тогда предположить, что она станет единственной моделью для его картин и единственной любовью на всю жизнь? Подростки часто встречались, и именно во время одной такой прогулки (по кладбищу) Рене увидел художника с мольбертом. Это зрелище так заворожило его, что он в ту же минуту решил посвятить всего себя живописи.  

В 1922 году Рене и Жоржетта поженились. После возвращения из Парижа они поселились в маленьком домике в тихом районе  Брюсселя, где и прожили вместе до смерти Магритта в 1967 году.