Трудное детство  

Плеяда российских кинорежиссеров росла и воспитывалась на почве возделанной предшественниками. Как часто бывает в жизни, одни впитывали опыт предков, другие напрочь его отвергали. Александр Котт не попадает ни в одну из этих категорий. Видимо, обстоятельства личной жизни, обстановка в семье и ближайшее окружение ориентировали его на самостоятельность во взглядах и суждениях. В биографии культового режиссера сказано, что он появился на свет 22 февраля 1973 года. Обычная советская семья. Родители проживали в Москве. Отец работал в строительной отрасли, мать - учительницей в школе.  

Интересно отметить, что Александр родился одновременно с братом Владимиром. Они братья-близнецы. Пользуясь этой особенностью, братья в детстве и юности частенько разыгрывали окружающих. По большому счету они росли серьезными и самостоятельными. Когда братьям исполнилось четырнадцать лет, скоропостижно скончалась мама. Отцу пришлось приложить большие усилия, чтобы вывести ребятишек в люди. В школе Саша учился неплохо. Посещал студию эстетического воспитания при театре на Красной Пресне. С раннего возраста тяготел к рисованию и через некоторое время увлекся фотографией. 


Получив аттестат зрелости, юноша устроился в редакцию газеты на должность фотокорреспондента. Ему пришлось регулярно выезжать по заданию редактора в командировки. В поездках он узнавал подробности реальной жизни, о которых не принято было рассказывать на газетных страницах. Свои фотоработы он выставлял на обозрение в разных галереях и на выставках. Карьера фотокорреспондента складывалась неплохо, однако Александр решил расширить свое творческое амплуа и поступил в Институт культуры. В 1994 году творческие планы поменялись, и он перевелся во ВГИК, получить специальное образование, и перенимать опыт одного из мэтров российского кинематографа Владимира Хотиненко. 

В период учебы Александру посчастливилось принять участие в мастер-классе Анджея Вайды. Для этого пришлось посетить старинный и загадочный город Краков. У польского режиссера многие коллеги учатся с уважением относиться к истории своей родины. Молодой студент из России внял советам знаменитого коллеги. Приобретенные знания и подходы к раскрытию темы Котт умело использовал в дальнейшей работе. Уже студенческие работы Александра привлекают внимание специалистов своей сбалансированностью и лаконичностью.   


Утверждение в профессии

Зрителям и критикам известны прецеденты, когда сняв одну удачную картину, режиссер просыпается на утро знаменитым. Нечто подобное произошло и в творчестве Александра Котта. Короткометражные ленты, которые снимались в студенчестве, заставили товарищей по цеху и преподавателей внимательнее присматриваться к стилю начинающего режиссера. Картина «Фотограф», 1997 года выпуска, снималась без особых претензий к признанию. Однако реальность оказалась совсем другой. С этим фильмом режиссер Котт почти тридцать раз посещал различные международные кинофестивали.  

Да, короткая картина заставила кинематографическую тусовку заговорить о молодом режиссере, но для утверждения в профессии этого явно недостаточно. Очередной вклад в копилку достойных обсуждения фильмов Александр Котт сделал в 2001 году. Полнометражную ленту «Ехали два шофера» тепло встретили зрители. Многие зрители, особенно представители старшего поколения, узнавали в главном герое легендарного шофера Кольку Снегирева. Того самого, который нелепо погиб на легендарном Чуйском тракте. 


Режиссер Котт постепенно, без спешки и громких анонсов работает, что называется, набивает руку. Следующим масштабным проектом стал фильм-катастрофа «Конвой PQ-17». Александр поставил перед собой нелегкую задачу. Автор романа, Валентин Пикуль, хорошо известен в России. Чтобы картина соответствовала духу и пафосу произведения, требуются особые подходы и формы выражения. По отзывам критиков и зрителей, восемь серий картины смотрятся на одном дыхании. Следующим обращением к классической литературе, стал сериал «Печорин. Герой нашего времени». Результат – убедительный. 

В кадре – жена

Особо следует отметить фильм «Брестская крепость». По всем параметрам картина заслуживает высоких оценок. Люди старшего поколения могут сравнить ее с лучшими постановками советского времени. Молодое поколение, в своем большинстве, отмалчивается. В этом контексте имеет смысл сказать несколько слов о личной жизни Александра Котта. Со своей будущей супругой режиссер познакомился в далеком 1996 году. Девочке тогда было всего семь лет. Свидание произошло на съемочной площадке. Готовился к выпуску очередной выпуск детского киножурнала «Ералаш».   


С того момента прошло много лет, и Анна Цуканова поступила в Щукинское училище. Их пути вновь пересеклись. Александр как нормальный мужик и воспитанный человек поначалу не принял всерьез признание в любви от «сопливой девчонки».  Разница в возрасте 16 лет – это же не шутки. Но Анна и не думала шутить. Со временем все встало на свои места. Муж и жена живут под одной крышей. В семье подрастают двое детей, сын Михаил и дочь Лея. Маститый режиссер приглашает свою жену к участию в проектах на общих основаниях. И ей это нравится.