Детсво и юность

Йоханнес Ханс Фриц Филипп родился 17 марта 1917 года в 22:45 на улице графа Густава,5 в городе Майсен в Саксонии. Его мать, Альма Филипп не была замужней женщиной и познакомилась с отцом Ганса, Леопольдом Гушюрстом во время ее работы в госпитале Майсена. Его отец, Л. Гушюрст накануне мировой войны получил медицинское образование в таких известных медицинских учреждениях, как университеты Эрлангена-Нюрнберга (1912-14) и Фрайбурга (1914-16), и с 1916 года служил врачом в дивизионе тяжелой артиллерии германской имперской армии на Западном и Восточном фронтах. В апреле 1920 года он получил степень доктора медицины в области рентгенологии и вскоре открыл собственную практику в Плауэн. Однако, его социальный статус доктора на то время не позволял ему открыто признать свои отношения с незамужней женщиной, хотя она была матерью его сына.

Мать Филиппа, которая так никогда и не вышла замуж, была восьмым ребенком в относительно бедной семье. До 1933 года отец Ганса выплачивал ежемесячно алименты в сумме 35 рейхсмарок. 29 июля 1917 Филипп был крещен, приняв имя Йоханнес Фриц.

В 1924 году 7-летний Ганс поступил в начальную школу№4 школы, где сразу зарекомендовал себя умным и прилежным учеником. Его мать, хорошо осознавая роль образования в будущем сына, упорно работала, чтобы оплатить дальнейшее обучение Ганса в гимназии. Благодаря ее стараниям через три года сын был принят в местную гимназию для продолжения обучения и получения среднего образования. Имея постоянные финансовые проблемы, Альма Филипп обращалась в городской совет Майсена с просьбой разрешить ей временно не платить школьные взносы. Постоянные трудные условия жизни, попытки экономить каждый пфенниг, очень повлияли и сформировали характер Ганса: самостоятельность, исполнительность, твердость в достижении намеченной цели, преодоление любых трудностей.

С раннего детства Ганс Филипп очень любил спорт. В 1930 году он вступил в Гитлерюгенд и за свои успехи вскоре получил почетный знак члена этой организации. В рядах этой организации молодой человек быстро прошел курс подготовки пилотов планеров и получил летные лицензии категории «A» и «B», став лидером городского отделения планеристов.

В марте 1935 Германия отказалась от условий Версальского договора, и Гитлер официально объявил о создании собственных военно-воздушных сил страны. Под влиянием этой речи, 18-летний Ганс загорелся желанием стать настоящим боевым пилотом Люфтваффе. 31 марта 1935 он закончил среднюю школу и 6 сентября 1935 успешно сдал экзамены на курсы подготовки пилотов, воздушных наблюдателей, авиационных механиков и радиооператоров в Дрездене.


Военная карьера

После завершения обучения в средней школе, Ганс Филипп, как гражданин Третьего Рейха, должен был пройти обязательную 6-ти месячную службу при Имперской службе труда. 2 января 1936 он поступил в лагерь 5/150 в саксонском городе Риза. Однако, в связи с тем, что он решил вступить в Вермахт, молодой человек был 6 апреля зачислено фанен-юнкером во 2-й Боевой воздушной школы в Гатови вблизи Берлина. Вместе с ним учились такие будущие известные пилоты ВВС Германии, как Вернер Баумбах, что стал пилотом бомбардировщика, и Гельмут Лент, один из самых известных ночных истребителей Люфтваффе.

Филиппа зачислили в четвертую роту курсантов школы, которую он окончил 31 августа 1937 года и, по результатам успешной сдачи экзаменов, получил «Знак пилота». 1 января 1938 Ганс Филипп получил первое офицерское звание лейтенант.

1 марта 1938 лейтенант Филипп получил назначение в 253-ю бомбардировочную эскадрилью (I./KG 253), однако молодой офицер был недоволен таким назначением и уже 1 мая он добился перевода в летную школу истребителей в Вернойхени, где командиром был оберст Теодор Остеркамп. 1 июля 1938 Г. Филипп получил назначение в 138-й истребительную эскадрилью. Там он прошел переподготовку с биплана He-51 на современный немецкий истребитель Bf-109. Вскоре, молодой офицер ушел в отпуск и отправился в путешествие в Италию на автомобиле DKW Meisterklasse, где в Южном Тироле встретил свою будущую невесту, Катарину Эггер.

С началом немецкого вторжения в Польшу, истребительная эскадра Г. Филиппа активно привлекалась к выполнению задач по прикрытию самолетов бомбардировочной и штурмовой авиации над территорией Речи Посполитой. Первую свою победу Филипп одержал уже 5 сентября, без единого выстрела. В схватке с польским самолетом PZL P-24, немецкий офицер провел острый маневр и вышел на выгодную позицию для открытия огня, однако в этот момент польский летчик выпрыгнул с парашютом с борта самолета, так и не вступив с ним в бой. Эта победа была засчитана лейтенанту Филиппу и 10 октября 1939 года он получил свою первую награду — Железный крест 2-й степени.

Впоследствии его авиагруппа была передислоцирована на Западный фронт, где в боях с французскими ВВС в конце ноября Г.Филипп потерял своего ведомого.

10 мая 1940 года Гитлер приступил к реализации плана «Гельб» — вторжение Вермахта во Францию. С первого дня, группа лейтенанта Г.Филиппа участвовала в воздушных боях над Францией, и офицер записал на свой счет 4 победы, за что 31 мая получил следующий Железный крест 1-й степени. На следующий день его повысили до обер-лейтенанта, и он стал командиром «штаффеля». В битве за Дюнкерк его эскадрилья сопровождала немецкие бомбардировщики, которые атаковали британские экспедиционные силы.

12 июля 1940 года началась долгая и кровопролитная битва за Британию. 1 августа Гитлер издал директиву № 17, которая определяла цель разгром и уничтожение британских Королевских ВВС, достижение полного господства в воздухе и обеспечения предпосылок для успешного проведения операции «Зеэлове». 7 августа 1940 бои над Британией достигли своего апогея, когда немцы устроили операцию «День орла». Практически круглосуточно немецкие и британские летчики сражались в небе над Англией. С 7 сентября немецкие ВВС, не достигнув своих целей, начали массированные бомбардировки британских городов, особенно Лондона. Лично Г.Филипп совершил 130 боевых вылетов, одержав несколько побед.

27 сентября по 15-ю победу в воздушных боях его наградили Почетным кубком Люфтваффе. 20 октября по 20-ю победу в небе Британии, обер-лейтенант Г.Филипп удостоился Рыцарского железного креста, став вторым пилотом в 54-й истребительной эскадре (после гауптмана Дитриха Храбака), который получил эту награду.

Попытка немецкого Люфтваффе разгромить британские ВВС и заставить жителей острова капитулировать закончилась провалом. Немцы понесли огромные потери в военной технике и, главное — значительные потери в личном составе пилотов. 3 декабря II./JG 54 была отправлена в Дельменгорст для восстановления боеспособности. Большинство летчиков отбыло в отпуск на австрийские горные курорты Кицбюэля. Ганс Филипп поехал на отдых в дома и посетил свою школу, где выступал перед школьниками, рассказывая о своих буднях боевого пилота-истребителя.

15 января 1941 его часть вернулась на Западный фронт до Ле-Мана в Сарти, на юго-запад от Парижа, где взяла на себя защиту воздушного пространства над Нормандией. Во Франции немецкие летчики базировались до марта 1941 года.

6 апреля 1941 года началась операция «Ауфмарш 25» — вторжение Вермахта в Югославию, и основной костяк 54-й истребительной эскадры (командование, II-а и III-я группы) вступил в битву в небе над Белградом. Немецкие самолеты сражались против своих собратьев — немецких истребителей Bf-109, которые находились на вооружении Королевских ВВС Югославии. На собственном счете Г.Филиппа появилось два сбитых югославских «мессершмитта», которые он уничтожил, сопровождая пикирующие бомбардировщики «Stuka» на второй день операции, одержав тем самым 25 побед в боях.

22 июня в 03:05 120 самолетов истребительной эскадры Г.Филиппа с началом операции «Барбаросса» пересекли советскую границу и начали бой с советскими летчиками.

На 24 августа 1941 года обер-лейтенант Г.Филипп имел на своем счету 62 сбитых вражеских самолета, за что был удостоен высшей награды немецкого Рейха — Рыцарского креста с дубовыми листьями. Он стал 33-м кавалером этой награды в Вермахте. 27 августа фюрер лично вручил ему эту почетную награду в ставке Гитлера в Вольфшанце "в Растенбурге.

14 февраля 1942 в боях с пилотами ВВС Красной армии пропал без вести командир I./JG 54, гауптман Франц Еккерле, и Г.Филипп 22 марта был назначен командиром истребительной группы.

31 марта обер-лейтенант стал четвертым асом-истребителем Люфтваффе, одержавший 100 побед в воздухе.

29 июня 1942 Г.Филиппа наградили Золотым немецким крестом.

14 января 1943 на счету пилота было 150 воздушных побед. В феврале его группа пересела на новейшие Fw-190, и после прохождения курса переподготовки на этот истребитель, вся группа вернулась на Восточный фронт.

В апреле 1943 года получил назначение на должность командира 1-й истребительной эскадры Люфтваффе, выполнявших задачи по защите воздушного пространства Германии. Эскадра имела самую важную задачу прикрытия важных объектов, заводов, транспортных узлов, городов и иных целей на территории северной Германии от бомбардировки 8-й американской воздушной армии.

2 мая 1943 Филипп сбил свой первый самолет на западе с 1940 года, который стал его 204-й победой, а 18 мая он одержал 205 победу, но вскоре выбыл из строя из-за воспаления аппендикса. Операцию и курс лечения он проходил в родном городе Майсен.

1 октября 1943 Ганс Филипп получил воинское звание оберст-лейтенанта.


Последний бой

8 октября 1943 года американская 8-я воздушная армия организовала очередной массированный налет 156 бомбардировщиками, с сопровождением более 250 истребителей «Тандерболт» на немецкие города Бремен и Вегесак.

Вылетев навстречу врагу, немецкие летчики вступили в схватку с силами американцев. Группа истребителей Fw 190 A-6 оберст-лейтенанта Г.Филиппа сцепилась с 56-й истребительной группой американских ВВС, пытаясь прорваться сквозь заслон истребителей до тяжелых бомбардировщиков «Летающая крепость». Г.Филиппу удалось в этом бою сбить один самолет. Потом от него было получено последнее радиосообщение своему ведомому: «Рейнгардт, атакуй!». Фельдфебель Рейнгардт тот день был последним, кто видел самолет командира, который исчез в облаке. В том бою самолет Рейнгардта был подбит, но он сумел совершить успешную аварийную посадку. Вечером он узнал, что его ведущий погиб. Считается, что командир 1-й истребительной эскадры оберст-лейтенант Г.Филипп был сбит американским истребителем С Робертом. Джонсоном, успел выпрыгнуть с Fw 190 A-6, но его парашют не раскрылся.

На следующий день его тело было найдено и доставлено в полевой госпиталь Райне. Посмертное обследование выявило значительные поражения тела, переломы, глубокие раны и другие повреждения, в том числе обширные ожоги, в том числе и лица.

10 октября 1943 тело погибшего Ганса Филиппа было доставлено поездом из Райне до Майсена. 12 числа Вермахтберихт сообщил о его гибели. 14 октября состоялось торжественное захоронение с участием представителей военного, гражданского и партийного руководства.

7 мая 1973 рядом с могилой сына была похоронена его мать, Альма Филипп.

Интересные факты

На самолёте Филиппа Me109 F-2, во время службы в 4/JG54 красовался рисунок и надпись «Hokus-Pokus-Rauch im Haus, schon sieht die Sache anders aus»

Примерно переводится как: «Фокус-покус в доме дым, вот и стал предмет другим!». На рисунке был изображён фокусник, ломающий самолет заклинанием.

У Филиппа были две короткошерстные таксы, которые сопровождали его всю войну.