Детство и юность


Жозефина (настоящее имя Фрида Джозефин Макдональд) родилась в 1906 г. в очень бедной семье. Большинство биографов считает, что она была внебрачной дочерью музыканта Эдди Карсона, но некоторые опровергают этот факт. Мать девочки, прачка-негритянка, зарабатывала мало, к тому же отец скоро ушел из семьи. Мать снова вышла замуж, отчим усыновил малышку Джозефин и ее братьев. В 1917 г. девочке пришлось пережить ужас резни в Сент-Луисе, стать свидетелем гибели соседей и друзей. Эти события врезались в память будущей звезды, позже она стала одним из самых яростных борцов с расизмом.  

Детство Тампи (так называли ее родные) не было особенно радужным, но благодаря сильному характеру и взрывному темпераменту девочка не чувствовала себя несчастной. Она редко ходила в школу, очень плохо писала и читала, делала чудовищные ошибки в английском. В 13 лет Тампи выдали замуж – для общества, в котором она жила, такие браки не были чем-то необычным. В том же 1919 г. состоялся дебют будущей актрисы, она вышла на театральную сцену в качестве статистки, не столько для реализации мечты, сколько для дополнительного заработка. Через несколько недель Жозефина рассталась с мужем, который был значительно старше ее, а через год вышла замуж вторично. Брак продержался несколько лет, но навсегда оставил ей фамилию Бейкер, ставшую частью сценического псевдонима.

Карьера длиною в жизнь


Первые шаги на сцене актриса сделала в Филадельфии, но уже через пару лет передралась в Нью-Йорк, где кипела творческая жизнь. Она была статисткой, хористкой, участвовала в очень модном в те годы негритянском ревю. После нескольких шоу в нью-йоркском клубе харизматичную актрису и певицу заметили, скоро она получила приглашение в Париж, в аналогичное ревю театра на Елисейских Полях.

В Париже начинающую звезду ждала настоящая слава. Экзотическая танцовщица покорили французскую столицу новым танцем чарльстон и смелыми хореографическими импровизациями. Ее визитной карточкой стал танец в банановой юбочке. Безупречные формы, обнаженная грудь, яркая белозубая улыбка – молодая актриса получила лестное прозвище «Черная Венера». Скоро о ее выступлениях узнали в Брюсселе, Мадриде, Берлине – гастроли восходящей звезды неизменно собирали полные кассы. Сегодня специалисты находят в танцевальных импровизациях Бейкер элементы степа, хип-хопа, хастла и других направлений, которые появятся спустя многие десятилетия. Танцовщица славилась чрезвычайно смелыми костюмами и очень откровенными позами, из-за чего ей запретили выступления в некоторых городах, например, Праге и Мюнхене. Однако ограничения и недовольные вопли критиков только подогревали интерес публики, каждое выступление проходило с аншлагом.

После успеха в европейских столицах Жозефина, ставшая примой собственной труппы, отправилась в грандиозное турне по Восточной Европе и Латинской Америке. Гастроли прошли успешно, вернувшись, Бейкер решила попробовать себя в амплуа певицы и была с восторгом принята публикой. Она выступала с сольными номерами в шоу, начала сниматься в кино. Во Франции Жозефина была признанной примой развлекательного жанра, в то время как в Америке она становилась объектом нападок со стороны расистов. Попытки выступлений в США закончились крахом – этот провал актриса переживала долго и болезненно.

Начало Второй Мировой войны Бейкер встретила во Франции – к тому времени она уже получила гражданство этой страны. Актриса выступает перед войсками, работает на разведку, активно участвует в движении Сопротивления. Она получает удостоверение летчика и звание лейтенанта. Военные заслуги звезды были отмечены орденами Сопротивления, Освобождения и Военного Креста, позже Бейкер удостоилась ордена Почетного Легиона.

После войны актриса и певица продолжала выступления. Пробуя себя в разных жанрах, снимаясь в кино и режиссируя собственные шоу. В 1956 г. она объявила об уходе со сцены, но вскоре вернулась. Выступления продолжались до 1975 г. и завершились грандиозной премьерой гала-шоу «Жозефина». Вскоре после триумфа актриса почувствовала себя плохо, врачи диагностировали обширное кровоизлияние в мозг. Жозефина Бейкер скончалась в апреле 1975 г. и была похоронена в Монако со всеми воинскими почестями.

Личная жизнь


Личная жизнь эпатажной актрисы, певицы и танцовщицы полна мистификаций, легенд, смелых и даже шокирующих поступков. Она 5 раз была замужем, причем первые 2 брака заключила еще до того, как отпраздновала пятнадцатилетие. Среди ее знаменитых любовников писатель Жоро Сименон, принц Адольф, Эрнест Хемингуэй. Жозефина не делала культа из плотской любви, считая, что ее значение слишком преувеличено. Точное количество близких друзей актрисы неизвестно, в своих многочисленных автобиографиях она намеренно путала даты и события.

В 1926 Жозефина вышла замуж за Пепито Абатино – одного из участников шоу. Сицилийский каментотес, вполне успешно выдававший себя за аристократа с громким титулом, долгое время был любовником и одновременно менеджером актрисы. Брак продлился недолго, но дал Жозефине громкое имя и добавил ярких красок в биографию.

Смелый, экстравагантный и очень человечный поступок – создание «Дома радуги».  Бейкер усыновила 12 малышей разных национальностей: колумбийца, японца, француза, араба, еврея… Семья жила в огромном доме Жозефины и, несмотря на частые проблемы с финансированием, была очень дружна. Выросшие дети и после смерти приемной матери часто собирались под одной крышей, вспоминая ту, что подарила им такую необычную судьбу – яркую, эпатажную, бесконечно добрую Жозефину.