Что надо знать об итоговом сочинении: основная информация

Сочинение было введено в программу выпускных экзаменов в 2014 году, так что в этом учебном году у него своеобразный «юбилей»: одиннадцатиклассники будут писать его уже в пятый раз. При этом бывшие школьники, уже прошедшие через выпускные экзамены, оглядываясь назад, утверждают, что успешно написать сочинение не так уж и сложно. Действительно, условия проведения и оценивания экзамена можно назвать довольно мягкими.

  1. Сочинение пишется в привычной обстановке — в «родных стенах» собственной школы.
  2. На работу отводится почти четыре часа (235 минут) — и этого времени более чем достаточно для написания работы на черновике, переписывание на чистовик и проверку (большинство школьников справляются с работой до срока).
  3. Сочинение оценивается по принципу «зачет-незачет», при этом подавляющее большинство участников перешагивают пороговую планку без большого труда — число «незачетов» в регионах страны обычно не превышает 1-3%.
  4. У тех, кто не справился с работой с первого раза, есть право попытаться переписать сочинение еще два раза, в феврале и мае — вместе с теми, кто не смог написать работу вовремя по веским уважительным причинам.


Время начала испытания — традиционное, 10 утра. Опаздывать на сочинение не рекомендуется: в таком случае у школьника будет меньше времени на работу (завершить он будет обязан в те же сроки, что и остальные участники), кроме того, он остается без инструктажа. Единственная «вводная» информация, которую повторяют для опоздавших — правила заполнения бланков.

С собой в аудиторию школьники берут лишь «минимальный набор» — черные ручки (капиллярные или гелевые), паспорт, при необходимости также лекарства и еду. Гаджеты, любые печатные или рукописные материалы находятся под строжайшим запретом и могут стать поводом для удаления из класса. Чистые листы для черновиков участникам выдадут, орфографические словари (ими пользоваться разрешается) — тоже.

Темы сочинений 2018/2019 учебного года

Итоговое сочинение часто называют «сочинением по литературе». Это не совсем так: несмотря на то, что подкрепление своих мыслей «книжными» примерами является обязательным, сочинение считается «метапредметным». И основная задача участника — продемонстрировать умение думать, рассуждать и связно излагать свои мысли. Именно поэтому жанр итогового сочинения — сочинение-рассуждение, а темы, предлагаемые школьникам, носят проблемный характер и не «завязаны» на какие-либо конкретные произведения из школьной программы.

Открытые тематические направления объявляются в первых числах сентября. В 2018/19 учебном году они таковы:

  • отцы и дети;
  • мечта и реальность;
  • месть и великодушие;
  • искусство и ремесло;
  • доброта и жестокость.

На основе этой «великолепной пятерки» для каждого из одиннадцати часовых поясов страны будет разработан свой набор конкретно сформулированных тем — по одной на каждое направление. Они станут известны лишь за 15 минут до официального «старта» испытания в каждом из поясов. Причем за все годы проведения итогового сочинения подтвержденных фактов «утечки» и досрочного обнародования конкретных тем не было. Как утверждают специалисты ФИПИ, технология формирования комплектов для регионов такова, что заранее узнать их не может никто.

Формулировки тем могут быть сформулированы в форме вопроса, утверждения или цитаты, над смыслом которой надо поразмыслить. При этом тематические направления трактуются довольно широко. Так, к примеру, тема по направлению «Отцы и дети» может быть посвящена не только конфликту поколений, но и вопросам преемственности, сохранения традиций, взаимоотношениям в семье, воспитания и т.д.

Система оценивания

К проверке допускаются сочинения, прошедшие своего рода «входной контроль» и отвечающие следующим обязательным требованиям:

  1. Необходимый объем —  не менее 250 слов (рекомендовано от 350). Предлоги и служебные слова также включаются в подсчет;
  2. Текст написан самостоятельно, т.е. представляет собой результат творчества ученика, а не воспроизведение списанного или заученного текста «готового сочинения» или критического произведения. Важный момент — критиков цитировать можно, однако совокупный объем цитат не должен «зашкаливать» (не более 50%).

Оценка сочинений производится по пяти параметрам. Два из них считаются главными:

  • соответствие теме;
  • использование литературного материала для подкрепления собственных мыслей.

Отметим, что «литературный материал» трактуется весьма широко. Школьников порой «натаскивают» на сочинение, делая упор на «школьную классику», однако на самом деле в работе можно ссылаться на любые литературные произведения (отечественные и зарубежные, классические и современные, детские и взрослые, фольклорные и авторские), а также на публицистику, опубликованные мемуары и дневники. И опираться в рассуждениях можно и на сказку про «Колобка», и на «Гарри Поттера», и на «Игру престолов» (главное при этом — не забывать, что ссылаться надо на книги, а не на фильмы или сериалы, снятые по ним). Достаточно привести пример из одного произведения.


Для получения «зачета» нужно обязательно получить «плюсики» по этим двум критериям и хотя бы одному из трех оставшихся. Это:

  • композиция и логика (наличие введения, заключения и основной части, при этом повествование должно быть убедительным и без логических «сбоев»);
  • качество речи(«ноль» по этому критерию выставляют, если количество речевых ошибок таково, что понять написанное становится сложно);
  • грамотность (традиционные орфография, грамматика и пунктуация, допустимо не более пяти огрехов на каждую сотню слов).

Хорошо написанное сочинение может не только стать «пропуском» на ЕГЭ, но и принести дополнительные баллы при поступлении — от одного до десяти (в зависимости от утвержденных вузом правил поступления). «Бонусы» за сочинение начисляют далеко не везде, и обычно работа проходит внутреннюю вузовскую перепроверку — и критерии могут оказаться гораздо более жесткими.