Биография Элизабет Гаскелл

Элизабет Клегорн Гаскелл родилась 29 сентября 1810 года в Линдси Роу, графство Челси, Великобритания, в набожной унитарианской семье. Она была дочерью Уильяма Стивенсона – священника Унитарианской церкви, и его жены, урожденной Элизабет Холланд, которая скончалась, когда девочке было чуть больше года. Лили, как называли в детстве будущую писательницу, отправили в Натсфорд, графство Чешир, на воспитание к ее тете Анне Ламб. Позже Лили назовет ее «больше, чем мать». Дом, в котором выросла Лили, сохранился до сих пор.

Натсфорд – маленькая деревушка, которая позже вдохновит Элизабет на написание романов «Крэнфорд» и «Жены и дочери».

Свои ранние годы Лили проводила также в Эдинбурге и Ньюкасл-апон-Тайн. Когда девочке было 4 года, ее отец снова женился. Мачехой Лили стала Кэтрин Томсон – сестра шотландского художника Уильяма Джона Томсона. В 1832 году он даже нарисует знаменитый портрет писательницы.


Личная жизнь Элизабет Гаскелл

В молодости Элизабет была довольно живой и привлекательной девушкой. В 1832 году она вышла замуж за Уильяма Гаскелла – на тот момент помощника священника в Унитарианской часовне. Молодая семья поселилась в Манчестере, где впоследствии проживет почти всю жизнь. Элизабет часто помогала мужу с его работой, предлагая поддержку бедным и проводя занятия в воскресной школе, где обучала прихожан читать и писать.

Позже ее муж стал профессором истории, литературы и логики. Оба, Уильям и Элизабет, были заинтересованы в новых научных идеях и словесности.

В замужестве у Элизабет родилось три девочки: Марианна (1834), Маргарет Эмили (1837) и Флоренс (1842). Из-за пополнения семье пришлось переехать в дом большего размера. В 1845 году Элизабет родила сына, однако в возрасте 9 месяцев ребенок заболел скарлатиной и умер. От печали своей утраты Элизабет отходила посредством писательства, которое ее муж поощрял. В 1846 году у писательницы рождается четвертая дочь, Джулия.

Карьера и творчество Элизабет Гаскелл

Писательница Гаскелл со своей семьей проживала в Манчестере. Этот город повлиял на ее литературное творчество.

В те года Манчестер выглядел как большой культурный и интеллектуальный центр, который мог похвастаться учебными заведениями в области литературы, философии, а также учреждений по обучению просторабочих. Это было время новой индустриальной эпохи, очень быстро набирающей обороты. Однако здесь была и негативная сторона: такой рост приводил к неконтролируемому увеличению города, ужасающей убогости и нищеты.

В 1844 году Фридрих Энгельс в своей работе «Условия рабочего класса в Англии» писал: «Жилища рабочих Манчестера грязны, бедны и лишены комфорта. В таких условиях только нечеловечные, деградированные и нездоровые создания смогут чувствовать себя как дома».


Манчестер был центром больших политических изменений и радикальной активности. Элизабет заметила эту социальную напряженность и решила отобразить всё то, что она видела, в своих романах.

В своем первом романе «Мэри Бартон», опубликованной анонимно в 1848 году, Элизабет Гаскелл описывает историю двух вымышленных семей Бартон и Уилсон на фоне Манчестера, а также все трудности викторианского рабочего класса, с которыми им пришлось столкнуться. Это произведение имело большое воздействие на читательскую аудиторию, и побудило к широкому обсуждению творчества писательницы. Благодаря своему нашумевшему сюжету и полной реалистичности происходящего в книге, Элизабет Гаскелл привлекла положительное внимание известного британского писателя – Чарльза Диккенса.


Элизабет была гуманистом, активно вела социальную жизнь и участвовала в работах по благотворительности. Гаскелл любила путешествовать, отчасти потому, чтобы покинуть задымленный и шумный Манчестер. Элизабет посещала Францию, Германию, Швейцарию и Италию. Ей нравилось знакомиться с новыми людьми и искать интересные темы для своего творчества.

В 1850 году семья переезжает в новый съемный просторный дом с видом на открытые поля, за пределами грязного и промышленного района. Элизабет была невероятно счастлива смене обстановки, и даже пыталась внести «деревенскую жизнь»: завела огород и домашний скот.

Элизабет продолжала печатать свои романы и рассказы анонимно, однако читатели стали называть ее «Миссис Гаскелл» - почтенным прозвищем для писательницы.


Она была достаточно смелой в выборе сюжета для своих работ, часто критикуя Викторианское общество и сложившееся отношение к женщинам. Данную проблему писательница подняла в романе «Руфь» - историю о соблазненной швее (1853).

Гаскелл была лично знакома с писательницей Шарлоттой Бронте, с которой они хорошо сдружились. В 1855 году, после смерти Бронте, Элизабет даже напишет биографию своей подруги, что до сих пор считается бесценным вкладом в историю.

Элизабет Гаскелл написала множество живых и добродушных коротких рассказов и романов, самым ее любимым из которых стало «Кузина Филлис» (1863). Среди длинных романов самые популярные «Крэнфорд» (1853), «Север и юг» (1855), «Поклонники Сильвии» (1863), а также незаконченное произведение «Жены и дочери» (1866). 

Писательница внезапно скончалась от сердечного приступа 12 ноября 1865 года в доме, расположенном в живописной деревне Холибурн, графстве Хэмпшир, который хотела преподнести в качестве подарка своему мужу и семье.


В начале ХХ-го столетия, работы писательницы считались старомодными и провинциальными, но сегодня Элизабет Гаскелл – одна из самых уважаемых британских романисток Викторианской эпохи. Произведения Элизабет Гаскелл считаются классикой. Они печатались на разных языках и нашли свое признание во всем мире.

Несколько произведений Гаскелл были экранизированы. В частности, самыми успешными телевизионными версиями считаются мини-сериал "Север и Юг" (2004), мини-сериал "Жены и дочери" (1999) и сериал "Крэнфорд" (2007-2009) с Джуди Денч в главной роли.


Также по всему миру действуют литературные кружки любителей творчества писательницы. А в Великобритании есть даже общество, еженедельно устраивающая встречи преданных читателей в сохранившемся доме-музее в Натсфорде, а также других исторических местах, связанных с жизнью Элизабет Гаскелл.