Император Петр I и пенсионер Андрей Матвеев в Западной Европе

Достоверные сведения о ранних годах жизни русского художника-портретиста Матвеева Андрея Матвеевича найти сложно. Почти всегда в описании его биографии упоминается имя императора Петра I, который увидел талантливого мальчика и дал ему, что называется, путёвку в творчество. Так это было или нет, однако Петр Великий, бесспорно, сыграл в судьбе художника значительную роль.

Венценосный реформатор охотно учился у западных мастеров, он овладел четырнадцатью ремёслами и надеялся на подобное рвение со стороны молодых русских талантов. Петр ввел обучение в Европе  кораблестроению, астрономии, инженерии и другим техническим наукам за счет государственного «пенсиона». Не стало исключением и художественное направление. Император руководствовался практическими задачами, стоящими перед страной: художники нужны были как участники преобразования государства, помощники в научных трудах и продвижении технического развития империи. Россия нуждалась в специалистах, которые могли иллюстрировать книги, трактаты, делать чертежи и планы, фиксировать любой объект: «Художники необходимы для рисования анатомических фигур, трав и других натуралей».

Эстетическая сторона вопроса поначалу не стояла или не была на первом месте. Но всё же Петр I стремился быть не хуже европейских государей во всех отношениях. Он хотел, чтобы появилось поколение отечественных мастеров и в художественном деле. Первыми пенсионерами Петра по живописному профилю стали Иван Никитин и Андрей Матвеев. Андрея для получения образования направили в Голландию. На тот момент ему было 15 лет. Затем он учился во Фландрии. 

Возвращение в Россию художника Андрея Матвеева

В общей сложности Матвеев провел в Западной Европе 11 лет и вернулся в Россию в 1727 году. К этому времени Петра Великого два года как не было в живых. Возможно, уже умерла императрица Екатерина I: она скончалась в мае 1727 года, а первое упоминание художника после возвращения из-за границы относится к августу этого года. Для императрицы Матвеев и на смерть Петра I в 1725 году написал и прислал свою работу «Аллегория живописи», тем самым показав достижения в учебе и, видимо, желая продлить свое пенсионерство. Екатерина ему благоволила, и Андрею Матвееву удалось проучиться в Европе ещё два года. Эта картина периода его западноевропейского ученичества сохранилась и находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.


Андрей Матвеев. Аллегория живописи.

Андрей Матвеев и «живописная команда» Канцелярии от строений

8 августа 1727 года Александр Данилович Меншиков дает распоряжение Канцелярии от строений принять на службу Андрея Матвеева, а освидетельствовать его поручает живописцу Каравакку. Вчерашний пенсионер успешно проходит экзамен и поступает на службу в Канцелярию. Это учреждение занималось реставрацией, живописными и декоративными работами в Петербурге и его окрестностях. Так в 1730 году на одном из фасадов Петропавловского собора была установлена картина«Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом».


В 1731 году после того, как архитекторы Михаил Земцов и Доменико Трезини подтверждают, что Матвеев «в рисунках гораздо искусен», он получает чин «живописного мастера» и становится первым русским главой Канцелярии от строений. . Под началом Андрея Матвеевича в «живописной команде» собрались даровитые художники и способные ученики, и, по сути, она превратилась в художественную школу, которая повлияла на развитие национального искусства XVIII века.

Андрей Матвеев — художник-портретист

До эпохи Петра Великого светская живопись в России была не развита. Портретного жанра не существовало. Одним из первых российских портретистов стал Андрей Матвеевич Матвеев. До нашего времени дошли написанные им портреты итальянского доктора И. А. Ацаретти и супругов Голицыных.


Андрей Матвеев. Портрет врача И.А. Ацаретти.

 


Андрей Матвеев. Портрет князя Ивана Алексеевича Голицына в латах, 1728 г.

 


Андрей Матвеев. Портрет княгини Анастасии Петровны Голицыной, 1728 г.

Но самая необыкновенная работа — «Автопортрет с женой». В 1729 году в личной жизни Матвеева произошло серьезное событие: он женился на Ирине Степановне Антроповой, двоюродной сестре художника Алексея Антропова, который был его учеником. Предположительно к этому же году относится создание картины. В ней многое — новшество: это первый автопортрет в русской живописи и одновременно первый двойной и семейный. К тому же, художник откровенно показал любовь и трогательно изобразил нежные чувства пары. Женщину показал равной мужчине, достойной уважения и дружбы, что в обществе XVIII века не было принято.


Матвеев Андрей. Автопортрет с женой, 1729 г.

Конец жизни Андрея Матвеева

При недолгом правлении малолетнего Петра II, а затем императрицы Анны Иоановны кипучая деятельность эпохи Петра Великого ушла в прошлое. У Андрея Матвеева убавилось количество заказов на работы, а за те, что выполнялись, оплата была невелика, да и задерживалась. Когда весной 1739 года художник умер, у его вдовы не было средств на погребение мужа.