С точки зрения древнего афинянина



Над вопросом происхождения таланта размышляли и Аристотель, и Платон, и Диоген, но четкого ответа не нашел никто из этих знаменитых философов. Эмпирическим путем было установлено, что, например, талант воина в человеке развить можно. В древней Спарте для получения совершенных воинов мальчиков чуть ли не с младенчества воспитывали в предельно жестких условиях (достаточно сказать, что круглый год спать им приходилось голыми на соломенной подстилке, а для согревания они применяли крапиву, обжигающую тело). Однако гарантированно вырастить из младенцев тех же Платонов или Софоклов никакими ухищрениями не получалось. Талант мог вырасти, но чаще почему-то не вырастал. Даже у великого Аристотеля был великий ученик - Александр Македонский, но большинство остальных безвестно кануло в Лету. И, в конце концов, все, что относится не к телесной, а к духовной сфере, было отдано на откуп богам, благо, их было предостаточно.

С точки зрения современного человека



С тех пор 2,5 тысячелетия человечество, в основном, придерживалось аналогичной точки зрения, и лишь в конце XIX столетия, благодаря появлению генетики, в этом вопросе появились первые подвижки. Чем глубже копали генетики, тем дальше отодвигались боги, уступая место его величеству геному, или совокупности наследственного материала, заключенного в клетке организма. И вот уже многие ученые в вопросе, что главнее в формировании личности - воспитание или наследственность - на первое место однозначно стали ставить второе; педагогике же предрекали вымирание.

Дальнейшие исследования, однако, поколебали и эту точку зрения. Здесь самое время вспомнить очень похожее, но отнюдь не однокоренное гену слово «гений». Общепринято считать гениальность высшей степенью талантливости (хотя четкую границу между двумя этими понятиями провести невозможно). Выяснилось, что постулат о приоритете наследственности над воспитанием бесспорен только по отношению к гениям. Гениальность - следствие наследования особой комбинации родительских генов, как правило, имеющих определенные патологии - недаром большинство гениев имеют явные физические или психические отклонения. И чем дальше по шкале от гения к «просто» таланту, тем меньше патологий, а стало быть, меньше и влияние наследственности. Конечно, этим выводам больше всего радовались педагоги, ведь воспитание детей - их хобби и хлеб.

Взгляд современного человека в будущее



Получается, что если в генетике или педагогике не будет совершено каких-нибудь революционных прорывов, вопрос о происхождении и развитии таланта так и останется открытым. Придется смириться с дуализмом, как физикам пришлось смириться с дуализмом природы света. Даже если и будет когда-нибудь теоретически доказана возможность путем манипуляций с патологическими генами поставить на поток производство гениев или хотя бы талантов, вряд ли дело дойдет до практики – «изготовлять» индивидуумов типа Стива Хокинга, при всем уважении к этому великому астрофизику, цивилизованное общество (а тогда оно, несомненно, будет таковым, если будет вообще) не позволит.