Словарный запас любого языка делится на две части: активный и пассивный. В активный словарный запас входят все доступные, общеизвестные и часто употребляемые слова, например: страна, хлеб, еда, красивый, люди, учиться. Пассивный запас состоит из слов, которые человек знает или о значении которых догадывается, но сам их не употребляет в повседневной речи. Это могут быть устаревшие или, наоборот, новые слова, научная или узкоспециализированная лексика.

Сколько слов нужно знать?



Общий словарный состав русского языка включает в себя около 500 тысяч слов. Разумеется, что такое огромное количество слов не может знать ни один человек, даже самый образованный. Да это и ни к чему, ведь люди живут в разных областях и работают в различных сферах. Согласно исследованиям, маленькие дети до поступления в школу знают около 2000 слов, после окончания вуза это количество увеличивается в целом до 10 тыс, а эрудиты способны показать знание около 50 тысяч слов. Однако для того, чтобы хорошо понимать примерно 90% всех написанных литературных текстов и журнальных статей, понимать говорящего и самому общаться без проблем нужно знать примерно 6 тысяч наиболее употребимых слов. Причем, в русском языке эта цифра выше, чем для английского - там говорящему понадобится знать около 4-5 тысяч общеизвестных слов, чтобы общаться на достаточно высоком уровне и хорошо понимать устную и письменную речь.

У человека постоянно происходит изменение его словарного запаса, некоторые конструкции забываются, их место занимают новые. Если человек постоянно развивается, его словарный запас расширяется. Если же он не читает книг или статей, не общается с интересными собеседниками, не размышляет, слова постепенно стираются из памяти. Кроме того, происходит и постепенный переход из активного словаря в пассивный и наоборот.

Полезен ли пассивный запас?



Учителя и многие исследователи настаивают на том, что полезно переводить слова из пассивного словарного запаса в активный, то есть необходимо как можно чаще употреблять малоизвестные слова в речи. И в некоторых случаях это, в самом деле, полезно, например, при обучении ребенка говорению, при изучении иностранных языков или отдельных предметов, специальностей в школе и вузе. Невозможно себе представить, чтобы ребенок или взрослый, осваивающий новый для него предмет, не стал бы употреблять новые слова и выражения в устной или письменной речи. Однако пассивный словарный запас всегда будет больше активного и не стоит слишком усердно запоминать слова из него и пытаться найти им применение в повседневном общении. Смотреться это может, по меньшей мере, глупо, ваши собеседники могут не понять, что вы им хотите сказать.

В то же время, оставаясь в пассивном запасе, слова запоминаются лучше, а их значение надолго сохраняется в памяти. Они особенно нужны, когда вы читаете или изучаете сложные научные или исторические материалы, помогают вникнуть в текст, анализировать его, легче делать выводы. Подобные знания полезны именно при таком употреблении, поэтому ценность пассивного запаса слов ничуть не меньше, чем активного.