Как все начиналось



Родоначальником ставшего легендарным бренда явился американский студент и бегун на средние дистанции Фил Найт. Поначалу он понемногу приторговывал спортивной обувью азиатского происхождения, а вскоре в 1964-м вместе с товарищем Биллом Бауэрманом основал то, что сейчас назвали бы малым предприятием. Называлась мини-фирма BlueRibbonSports и распространять она стала уже кроссовки местного производства.

Изюминкой новой марки стала особая обувная подошва: рифленая, легкая, из упругого каучука. Легенда гласит, что идею тапок «на каучуковом ходу» Фил позаимствовал у вафельницы: просто скучал на кухне в ожидании обеда и взглядом зацепился за этот предмет, разбудивший фантазию конструктора.

Это был не просто маркетинговый ход, а настоящая находка, ее сразу оценили бегуны, улучшившие в новой обуви свои прежние рекорды. А название Nike сменило прежнее лишь в 71-м, оно и с именем отца-основателя ассоциировалось и отсылало к греческой богине победы Нике. Эмблемой бренда стал вроде бы незамысловатый завиток, символизирующий крыло Богини в полете.

Технология airmax — с небес на землю



Как любой уважающий себя модный продукт, Найк постоянно развивается, ищет что-то новое. Самой оригинальной из таких инноваций стала технология airmax («максимально воздушные»). Если раньше амортизирующим элементом служил вспененный полимер, то инженер Френк Руди додумался заменить его капсулами со сжатым воздухом. Новатор был специалистом НАСА, космического агентства США, а этот пример можно считать одним из успешных достижений конверсии.

Капсулу эту и сегодня запечатывают в подошву, ее можно увидеть в маленьком «иллюминаторе» — прозрачном окошечке в одном из участков подошвы. «Воздушные» кроссовки полюбились не только бегунам и прыгунам, их преимущества оценили и люди с избытком веса, тем более что степень сжатия внутри капсулы запрограммирована разная, и всегда можно подобрать оптимальный вариант.

Для милых дам



К рекламе мужских кроссовок, начиная с 1980 года, создатели марки привлекали известных спортсменов: не только легкоатлетов, но и бейсболистов, баскетболистов и приверженцев иных спортивных специализаций. А для женских аналогов рекламщики придумали нестандартный ход: срежиссировали ролик, где за девушкой (роль ее играла спортсменка Мерион Джонс) гонится маньяк. Она убегает, естественно, сверкая пятками, облаченными в Найк. Сюжет с открытым финалом, любому желающему предлагалось зайти на сайт компании и написать свой вариант финала «ужастика».

Сегодня лицом рекламной компании, а скорее ее ногами часто становится Мария Шарапова. Ее часто можно видеть на фирменных билбордах. Кстати, если бы сейчас теннисистке предложили главную роль в подобном ролике, исход был бы предсказуемым: стоило бы Марии лишь издать свой привычный бойцовский клич в сотню с гаком децибел, и любой маньяк сам позорно обратится бы в бегство.