Смысл исторического знания



История во многом определяет вектор развития будущего: тот, кто контролирует прошлое, контролирует настоящее и будущее. Бытует мнение, что история – самая политизированная наука. И это мнение имеет право на существование, ведь каждая предыдущая эпоха отрицает другую, как следствие – история корректируется с учетом запросов времени.

Историческое знание охватывает несколько тысячелетий, и если понимание самого древнего мира основано на ветхих источниках, археологических раскопках, предположениях и гипотезах, то опора современной истории – факты, события, документы, статистика и человеческие свидетельства.

Если рассмотреть факты как фрагменты действительности, можно понять, что сами по себе они ничего не говорят. Для исторического знания факт – основа, и только историк может придать факту тот смысл, который требуют определенные идейно-теоретические взгляды. Поэтому один и тот же факт в исторической практике может иметь разное видение. Таким образом, важна интерпретация, стоящая между фактом и его пониманием исторической наукой.

Исторические школы и предмет их исследований



Сам предмет исторической науки определяют неоднозначно. С одной стороны, предметом истории является политическая, экономическая, демографическая история, а также история конкретного места – деревни, города, страны, порой история отдельной единицы общества – человека, семьи, рода.

Современные исторические школы насчитывают до тридцати определений предмета истории (в научном понимании). Как правило, предмет истории определяется мировоззрением историка, его философскими, идеологическими убеждениями. Поэтому не стоит искать в истории объективности, опорой в ее понимании должно быть собственное понимание процессов, самостоятельная работа с фактами и источниками, а также критическое мышление.

Историки-материалисты придерживаются мнения, что история изучает закономерности развития общества, которые зависят от материальных благ и способов их производства. Иными словами, в основе истории с точки зрения материализма – экономические отношения, а с помощью общества определяются причины развития или неразвития этих отношений.

В основе либерального понимания лежит убеждение о том, что предметом является конкретно человек (его личность), через которого реализуются его естественные права. То есть, история, по словам историков-либералов, изучает людей во времени.