Материя в философии



Слово материя произошло от латинского materia, что переводится как «вещество». Под этим термином понимается физическая субстанция, то есть сущее, все, что присутствует в мире и существует в нем в непосредственном воплощении. Можно сказать, что в традиционном понимании материя – это все, что можно увидеть и потрогать.

В философии реальность принято разделять на субъективную и объективную. В материализме субъективной реальностью является сознание, а объективной - материя. Именно материя (как все сущее) определяет сознание, она первична, так как существует, независимо от сознания или духа. Сознание – это порождение материи, оно опирается на нее, но без нее существовать не может.

В идеализме все наоборот, сознание - это объективная реальность, а материя - субъективная. Дух, или сознание – это первичное, именно дух творит материю, от сознания зависит и сама объективная реальность. Иными словами, все, что существует, определяется духом, сознанием или помыслами.

Главное различие между идеализмом и материализмом кроется именно в этом моменте. Без понимания этого различия довольно сложно осознать роль материи, как основы бытия, в философском понимании. Иногда также материей означают все существующее, в каком-то смысле обобщая и дух, и вещество. Это фундаментальный термин.

История понимания материи



Первыми понятие материи ввели еще древние греки. Например, Демокрит и Левкипп заявляли, что весь мир состоит из частиц (атомизм), и эти частицы и есть материя. Платон вводил понятие материи, чтобы противопоставить ее миру идей. Аристотель считал, что материя вечна, она существует объективно и независимо ни от чего.

В Средние века развивалась, преимущественно, религиозная философия, поэтому материя рассматривалась с позиций соотношения с религиозными догматами, в контексте христианства.

Более поздние философы пытались исследовать материю, выделяя ее свойства, например, Гоббс писал о том, что субстанция характеризуется протяженностью. Он же разделял материю на первичную и вторичную, причем первая материя – это вообще все, что наполняет вселенную, своеобразный универсум. А вторая – это то, что доступно для непосредственного восприятия.

Находились и те, кто вообще отрицал материю. К ним относился Джордж Беркли. Он писал, что восприятие материи базируется лишь на том, что субъективный дух воспринимает идеи, как материальные. Материи же и вовсе, как он утверждал, не существует.

Во времена просвещения материю стали рассматривать с точки зрения удивительного многообразия мира. Дидро писал о том, что материя существует только в своем многообразии, если бы его не было, не было бы и материи.

Прогресс науки и изучение явлений, которые невозможно увидеть глазами, толкал людей к мыслям о том, то идеализм торжествует. Кант внес порядок в этой сумятице, различив логическую и физическую материю. При этом, он был дуалистом, то есть признавал существование материи и духа одновременно.