Генератор необходим автомобилю для питания электрических цепей и зарядки аккумулятора во время работы двигателя. На ВАЗах классической серии, как и на более поздних моделях, применены генераторы, принцип действия которых одинаков. Отличия наблюдаются лишь в конструкции отдельных элементов. Так, в зависимости от модели автомобиля, использованы генераторы с различной мощностью. Если на ранних экземплярах автомобилей потребителей энергии было мало, то на более поздних их количество увеличилось, потребовалось увеличивать мощность источника питания.

Принцип действия генератора



Если разобрать ВАЗовский генератор, то можно выделить две части – ротор и статор. Обратите внимание на то, что генератор – это машина постоянного тока. То есть, подвижная часть имеет обмотку, которая требует дополнительного питания. Для чего нужно напряжение на роторе? Постараемся разобраться в этом вопросе.

Статор имеет три одинаковых обмотки, с которых снимается напряжение. При вращении ротора без подключенного питания внутри статорной обмотки, ЭДС наводиться в последней не будет, так как из курса физики известно, что ЭДС наводится при движении проводника в магнитном поле. Что нужно сделать? Подаем стабилизированное напряжение на роторную обмотку. А применять постоянные магниты в конструкции нет смысла, так как это делает генератор очень дорогим в изготовлении.

Получаем, что в обмотке ротора протекает ток, который создает вокруг проводника некоторое магнитное поле. Раскрутив от коленчатого вала генератор, мы получаем соблюдение главному условию – магнитное поле движется внутри обмотки. Следовательно, возникнет ЭДС, а на концах обмотки появится разность потенциалов.

Из чего состоит генератор ВАЗ?



Самое главное – это корпус, который можно разделить на три основные составляющие. Это две крышки с подшипниками и серединная часть с генераторной обмоткой. Шкив, надетый на ротор, служит для передачи крутящего момента с коленчатого вала. На ранних моделях ВАЗов использовались клиновидные ремни. И лишь на десятках впервые были установлены многоканавочные широкие ремни. Благодаря тому, что ремень широкий и имеет много канавок, удалось уменьшить вдвое диаметр шкива.

Подшипники, которые отвечают за стабильную работу всей механики, установлены в передней и задней крышках. Наибольший износ у того, который стоит в передней, так как огромное влияние на него оказывает ремень. А вот дальше электроника, правда, не совсем современная, ничего сложного в ней нет. Три пары полупроводниковых диодов, предназначенных для преобразования трехфазного переменного тока в постоянный.

На выходе установлен конденсатор для сглаживания пульсаций. Обычный электролитический конденсатор, специфических особенностей у него нет. На роторе установлен щеточный механизм, который находится в одном корпусе с реле-регулятором. Ранее ставили и механические регуляторы напряжения, и изготовленные по сложным схемам. Но в последнее время широкую популярность приобрели регуляторы, выполненные на одном кристалле полупроводника. Они дешевые и простые.