«Спартакус» — чемпион!


Любопытно, что первым и единственным советским композитором, чья музыка попала в западноевропейские хит-парады и действительно пользовалась серьезной популярностью, стал Арам Хачатурян. Совместная запись 1972 года с Лондонским симфоническим оркестром под названием Spartacus заняла в чартах Великобритании высокое для дебютанта 16-е место, продержавшись в них целых 15 недель.


К сожалению, сам Хачатурян не смог узнать, чем «спартаковская» музыка так понравилась британцам. И что фрагменты его гениальных произведений, разумеется без всяких гонораров, звучали в голливудских фильмах Брасса, Кубрика и Кэмерона. Но Арам Ильич явился, скорее, исключением. Его многочисленные коллеги, лишенные и теоретической возможности напрямую общаться и обмениваться музыкальным материалом, не могли даже надеяться на хотя бы минимальное признание. И понятия не имели, как можно его добиться.


Ищите продюсера


«Пионерами» продвижения советской рок-музыки считаются Борис Гребенщиков и «Парк Горького». Но сенсационными контрактами они обязаны, скорее, счастливой звезде. Точнее, достаточно случайному интересу американских продюсеров и людей, имевших определенное влияние. Скажем, Гребенщикову, пусть его сольный проект в Америке и провалился, помогал Дэйв Стюарт из группы Euruthmics. А кратковременная популярность «Парка Горького» среди англоязычной публики США и впоследствии Скандинавии была вызвана большим тогда интересом к советской перестройке, развалом коммунистической системы, завершением «холодной войны», определенной новизной и, главное, помощью Стаса Намина, Фрэнка Заппы и Джона Бон Джови.


Таким образом, первыми пунктами «инструкции» для музыкантов, мечтающих добиться славы за рубежом, являются огромная удача, появление или поиск грамотного и опытного продюсера и, разумеется, знание английского языка. Последнее важно даже с учетом того, что в США немало вполне известных и даже любимых народом певцов и музыкантов, кто куда чаще общается на русском. Но секрет прост: поют они большей частью только для русскоязычных эмигрантов.


Имена этих звезд русско-американской эстрады Любовь Успенская, Михаил Гулько, Александр Журбин, первый исполнитель «Вологды» Анатолий Кашепаров, Анатолий Могилевский, Вилли Токарев, Михаил Шуфутинский и другие. Кстати, началась новая волна творческой эмиграции с практически выдавленной из Союза в Америку в первой половине 70-х знаменитой Аиды Ведищевой. Увы, но и Ведищевой, при всем ее несомненном вокальном таланте и массе таких хитов, как «Песенка про медведей», «Эй, моряк!», «Лесной олень», «Чунга-Чанга», «Помоги мне» и других, стать звездой американской эстрады не удалось. Не встретила она настоящего продюсера…


Здравствуй, «Евровидение»!


В проходящем с 1956 года музыкальном конкурсе для молодых исполнителей «Евровидение», советские артисты никогда не участвовали. Точнее, участвовали всего раз, когда на «Евровидение»-97 вдруг приехала далеко не юная королева советской эстрады 70-х Алла Пугачева. Заняв только 15-е место, популярности российской музыке Алла Борисовна явно не прибавила. Более понятными для жюри оказались молодые российские исполнители и будущие призеры конкурса Алсу, «Серебро» и «Тату» («t.A.T.u.») . По той важной причине, что голоса, образы и аранжировки россиянок понравились слушателям, журналистам и, главное, продюсерам куда больше. Вывод: желаешь, чтобы тебя услышали и оценили, готовь качественный и соответствующий именно сегодняшнему дню материал.


Самым, пожалуй, современным способом воздействия на сердца западных любителей и профессионалов музыки является интернет и возможность выкладывать свои ролики для свободного просмотра на общедоступные страницы. Именно так сумели прославиться будущий участник опять же «Евровидения» Петр Налич и обычный российский школьник Николай Воронов, чьи самодельные видеоклипы, явно выбивавшиеся из стандарта элементами фрик-шоу и определенной эпатажностью, приобрели миллионную интернет-популярность. Сейчас у обоих виртуальных певцов есть даже настоящие менеджеры с продюсерами и обширные творческие планы. А Налич и вовсе успешно гастролирует, не забывая вначале отправить свой многостраничный райдер. Вывод: научитесь пользоваться интернетом и быть способными удивить и даже немного шокировать аудиторию своей уникальностью.


Востребованная Нетребко


Большинство из россиян, когда-то мелькнувших в западных чартах, давно их покинули, исчезнув и из памяти. Исключение составляет разве что новая российская оперная прима Анна Нетребко, исполнявшая олимпийский гимн во время открытия Сочи-2014. Анна сумела добиться высокой степени востребованности и на европейском континенте, где неоднократно попадала в лидеры национальных хит-парадов Австрии, Бельгии и других государств, и в Северной Америке. Кстати, в Австрии, умеющей ценить классическую музыку, вышло полтора десятка альбомов россиянки. Отсюда следует наиболее важный вывод: чтобы тебя оценили и не забыли через день после концерта, научистеь петь не просто громко, но еще и красиво.